В рамках подготовки к закрытию сделки AHS создаст новую компанию – Helsinki Shipyard Oy, которой перейдут все активы AHS. На следующем этапе 100% акций Helsinki Shipyard Oy будут переданы компании Algador Holdings Ltd. Стоимость сделки стороны не раскрывают.
Algador Holdings Ltd зарегистрирована на Кипре и принадлежит бенефициарам Невского судостроительно-судоремонтного завода (ССЗ) в Шлиссельбурге Владимиру Касьяненко и Ришату Багаутдинову.
Согласно Arctech, «владельцы Algador – Ришат Баугадтинов и Владимир Касьяненко, имеющие большой опыт работы в морской индустрии, их компании занимаются международными морскими перевозками и судостроением, включая крупнейшего в России речного круизного оператора «Водоход».
Председателем совета директоров в новой компании станет бывший заместитель министра транспорта России и экс-глава Росморречфлота Виктор Олерский. Он уже пообещал, что все ранее заключенные контракты с хельсинской верфью останутся в силе, а главной задачей станет строительство крупнотоннажных ледоколов и круизных лайнеров.
При этом AHS продолжит работу в отрасли как акционер Невского судостроительно-судоремонтного завода (Невского ССЗ).
Последним заказом AHS, выполненным на верфи в Хельсинки, станет танкер-газовоз "Юрий Кучиев" (NB515) типа "Ямалмакс", ходовые испытания которого завершились 12 мая 2019 года. В настоящее время портфель заказов верфи пуст, но в сообщении компании говорится, что предложений о заказах имеется на 1,5 млрд. евро, и уже подписаны некоторые соглашения о намерениях.
По словам будущего председателя правления судоверфи Oy Виктора Олерского, сделка не будет иметь никакого влияния на субподряды. Персонал AHS будет переведен в Helsinki Shipyard Oy без изменений в их контрактах.
«При новых владельцах Helsinki Shipyard может сконцентрироваться на своей основной экспертизе, которой являются сильные суда ледового класса и круизные суда»,— подчеркнул господин Олерский.
Ранее стало известно, что ОСК приняла решение продать верфь, поскольку с 2014 года находится под американскими санкциями. Источник в Минпромторге уточнил, что ОСК вела переговоры именно с российскими инвесторами, чтобы «сохранить и использовать верфь в интересах России».
Информация о том, что новыми владельцами верфи станут именно Ришат Баугадтинов и Владимир Касьяненко, а одним из бенефициаров «Невского CCЗ» может быть экс-глава Росморречфлота Виктор Олерский, появилась в СМИ ещё в 2018-м, но Олерский неоднократно опровергал эти слухи, объясняя, что передал своим партнерам все бизнес-активы, перейдя на госслужбу.
Верфь в Хельсинки была создана в 1865 году, когда Финляндия входила в состав Российской империи. В последние 30 лет она неоднократно меняла владельцев, принадлежала компаниям из Норвегии и Южной Кореи. В 2011 году в ее капитал вошла ОСК, которая спустя два года стала единоличным владельцем.
Финская верфь Arctech Helsinki Shipyard стала одним из самых проблемных активов ОСК из-за санкций, в связи с которыми иностранные банки фактически отказались её обслуживать. Сначала планировалось найти мажоритарного владельца из Европы, чтобы обойти санкции.
Финские СМИ называли возможным покупателем чуть более половины верфи международную инвестиционную корпорацию Kermas хорватского бизнесмена Данко Кончара, однако сделка по обмену 55% акций Arctech, принадлежащих ОСК, на акции производителя ферросплавов Afarak (входит в группу Kermas) в 2018 году сорвалась в последний момент.
В открытых источниках сведений о финансовых результатах верфи за 2018 год нет, однако, по данным финского реестра, в 2016 году убыток компании составил 87,5 млн. евро, оборот – 117 млн. евро.