Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
II кв.'25
87
4 942
I кв.'25
71
1 653
IV кв.'24
183
8 371

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Т-банк (Тинькофф)Росбанк
1 365

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 954,73  (-10,93%)
1 158,49  (-4,28%)
6 411,37  (-37,77%)
113 816,09  (+363,20%)
4 227,92  (+73,44%)
65,79  (-0,81%)
Источник Investfunds

Приобретение Банком «Россия» петербургской газеты Metro – возможно, политическая сделка

Структуры банка «Россия» Юрия Ковальчука приобрели петербургскую Metro, самую популярную ежедневную газету города. Возможно, это и политическая инвестиция. Через год в Петербурге пройдут выборы, а Metro конкурировала с другой бесплатно распространяющейся в метрополитене газетой — принадлежащим городским властям «Петербургским дневником». Предположительно, новые владельцы хотят оказывать больше влияния на городскую политику, учитывая непростые отношения с губернатором Георгием Полтавченко. Покупка газеты «увеличит капитализацию» Юрия Ковальчука перед руководством страны.

Структуры банка «Россия» закрыли сделку по приобретению 100% ИД «Три короны», выпускающего Metro в Петербурге. Это подтвердил главный операционный директор шведской Kinnevik (владеет Metro International, которой принадлежал ИД «Три короны») Андерс Кронборг. «Новый владелец сможет вывести Metro на новый уровень, а мы получили оправданную цену»,— заявил он. Сумму сделки стороны не раскрывают. Теперь газета перейдет под управление «Национальной Медиа Группы» (НМГ), принадлежащей структурам банка «Россия» и его соучредителей — Алексея Мордашова и «Сургутнефтегаза». НМГ уже управляет каналами РЕН ТВ и «Пятый», газетой «Известия», радио «Русская служба новостей» и владеет 25% «Первого канала». Структурам банка также принадлежат 25% «СТС Медиа» (каналы СТС, «Домашний» и «Перец») и 55% газеты «Санкт-Петербургские ведомости».

Издательский дом «Три короны», выпускает газету Metro в Петербурге. Metro издается в Петербурге с 1997 года, хотя франшизу местные издатели получили лишь в 2005-м. Metro International консолидировала 100% кипрской Vi&Bo Russian Press Services Ltd, владеющей ИД «Три короны», лишь в прошлом году. Летом 2009 года шведы сообщали, что приобрели 58,5% Metro в Петербурге за €1 млн, а в январе 2012 года объявили о выкупе еще 36,5% за €5,1 млн. Позднее в том же году они выкупили оставшиеся 5% за €0,5 млн, то есть издание было оценено в €10 млн. Metro в Петербурге было самым рентабельным среди изданий группы, раскрывали шведы в отчете за 2011 год: его рентабельность по EBIT достигала 34% при выручке в €11,213 млн.

С 2004 г. газета стала ежедневной. Ее тираж — 330 000 экземпляров, 80% распространяется в метрополитене бесплатно. Сегодня Metro — самая популярная ежедневная газета Петербурга, по данным TNS Russia. В марте—июле 2013 года средняя аудитория одного ее номера составляла 697,3 тыс. человек старше 16 лет.

В августе 2013 г. на газету приходилось 34,1% рынка рекламы в печатных СМИ Петербурга. Затраты рекламодателей на рекламу в Metro в Петербурге в 2011 г. на основе официального прайса составили около 1 млрд руб., в 2012 г. — более 1,1 млрд руб., за первое полугодие 2013 г. — 560 млн руб. В 2012 г. петербургское издание Metro заплатило головной компании €415 000 франчайзинговых платежей и лицензионных отчислений, годом ранее платежи составили €511 000.

Комментарий

Политолог Владимир Васильев считает, что такая «профилактическая сделка» демонстрирует намерение федеральной власти «адаптироваться» к общественным настроениям, как и во время выборов мэра Москвы. В октябре 2014 года в Петербурге пройдут муниципальные выборы в 111 округах, не исключены и досрочные выборы губернатора, как было в других регионах.