Структуры банка «Россия» Юрия Ковальчука приобрели петербургскую Metro, самую популярную ежедневную газету города. Возможно, это и политическая инвестиция. Через год в Петербурге пройдут выборы, а Metro конкурировала с другой бесплатно распространяющейся в метрополитене газетой — принадлежащим городским властям «Петербургским дневником». Предположительно, новые владельцы хотят оказывать больше влияния на городскую политику, учитывая непростые отношения с губернатором Георгием Полтавченко. Покупка газеты «увеличит капитализацию» Юрия Ковальчука перед руководством страны.
Структуры банка «Россия» закрыли сделку по приобретению 100% ИД «Три короны», выпускающего Metro в Петербурге. Это подтвердил главный операционный директор шведской Kinnevik (владеет Metro International, которой принадлежал ИД «Три короны») Андерс Кронборг. «Новый владелец сможет вывести Metro на новый уровень, а мы получили оправданную цену»,— заявил он. Сумму сделки стороны не раскрывают. Теперь газета перейдет под управление «Национальной Медиа Группы» (НМГ), принадлежащей структурам банка «Россия» и его соучредителей — Алексея Мордашова и «Сургутнефтегаза». НМГ уже управляет каналами РЕН ТВ и «Пятый», газетой «Известия», радио «Русская служба новостей» и владеет 25% «Первого канала». Структурам банка также принадлежат 25% «СТС Медиа» (каналы СТС, «Домашний» и «Перец») и 55% газеты «Санкт-Петербургские ведомости».
Издательский дом «Три короны», выпускает газету Metro в Петербурге. Metro издается в Петербурге с 1997 года, хотя франшизу местные издатели получили лишь в 2005-м. Metro International консолидировала 100% кипрской Vi&Bo Russian Press Services Ltd, владеющей ИД «Три короны», лишь в прошлом году. Летом 2009 года шведы сообщали, что приобрели 58,5% Metro в Петербурге за €1 млн, а в январе 2012 года объявили о выкупе еще 36,5% за €5,1 млн. Позднее в том же году они выкупили оставшиеся 5% за €0,5 млн, то есть издание было оценено в €10 млн. Metro в Петербурге было самым рентабельным среди изданий группы, раскрывали шведы в отчете за 2011 год: его рентабельность по EBIT достигала 34% при выручке в €11,213 млн.С 2004 г. газета стала ежедневной. Ее тираж — 330 000 экземпляров, 80% распространяется в метрополитене бесплатно. Сегодня Metro — самая популярная ежедневная газета Петербурга, по данным TNS Russia. В марте—июле 2013 года средняя аудитория одного ее номера составляла 697,3 тыс. человек старше 16 лет.
В августе 2013 г. на газету приходилось 34,1% рынка рекламы в печатных СМИ Петербурга. Затраты рекламодателей на рекламу в Metro в Петербурге в 2011 г. на основе официального прайса составили около 1 млрд руб., в 2012 г. — более 1,1 млрд руб., за первое полугодие 2013 г. — 560 млн руб. В 2012 г. петербургское издание Metro заплатило головной компании €415 000 франчайзинговых платежей и лицензионных отчислений, годом ранее платежи составили €511 000.
Metro International
Акционерный Банк Россия
Гостиный двор (г. Москва)
Ковальчук Юрий
Национальная медиа группа (НМГ)
Первый канал
РЕН ТВ
СТС Медиа
Сургутнефтегаз
Издательский дом Три короны
Алексей Александрович Мордашов
Санкт-Петербургские Ведомости
Русская служба новостей / РСН
Политолог Владимир Васильев считает, что такая «профилактическая сделка» демонстрирует намерение федеральной власти «адаптироваться» к общественным настроениям, как и во время выборов мэра Москвы. В октябре 2014 года в Петербурге пройдут муниципальные выборы в 111 округах, не исключены и досрочные выборы губернатора, как было в других регионах.