По данным газеты «Ведомости» и информационного агентства «Интерфакс», правительство РФ не намерено продавать пакет акций ВТБ в 2016 г., заявил 10 июля 2016 года первый заместитель председателя правительства Игорь Шувалов, отвечая на вопрос о сроках приватизации госкомпаний:
«Мы думали, что возможна сделка в течение 2016 г., затем консультировались и решили, что это не лучшее время. Акции ВТБ в этом году предлагать мы не будем».
Почему было принято такое решение, он не уточнил. Инвестиционным консультантом по продаже ВТБ выступает «Ренессанс брокер».
В этом году, по словам Шувалова, планируется «достаточно продаж, в том числе «Башнефти», «Роснефти» <...> в конце концов, кое-что надо оставить и на будущий год».
Поначалу правительство планировало продать ВТБ в ходе «большой приватизации» вместе с другими госкомпаниями в этом году.
Росимущество собиралось продать 10,9% голосующих акций госбанка – максимальный пакет, от которого государство может отказаться, сохраняя за собой контроль. В мае президент Владимир Путин подписал указ о возможности снижения госдоли в капитале ВТБ.
Вопрос сроков приватизации находится в компетенции основного акционера ВТБ – правительства, указали в пресс-службе банка.
Президент госбанка Андрей Костин в конце мая не исключал перенос сроков приватизации из-за санкций: «Думаю, самое раннее окно – это осень. Я допускаю, что, может быть, и на 2017 г. перейдем <...> Мы стараемся помочь правительству в приватизации».
Не исключено, что иностранные инвесторы купят весь приватизируемый пакет банка, указывал зампред правления банка Герберт Моос. «Есть разные инвесторы: азиатские, арабские, европейские», – перечислял Костин.
Продажа акций ВТБ в этом году под большим вопросом, в том числе из-за санкций, говорил в июне министр экономического развития Алексей Улюкаев, санкции отсекают большой пласт инвесторов от участия, снижая вероятность реализации этого актива.
Аргументы против приватизации пакета акций ВТБ – продолжающийся спад в экономике страны и санкции, эти факторы могут ограничить круг потенциальных инвесторов, говорит аналитик Газпромбанка Андрей Клапко.
Кроме того, рентабельность банка существенно снизилась с 2013 г. (ROAE – с 12% в 2013 г. до 0,8% на конец 2015 г.), а общее восприятие инвесторами рисков российской банковской системы стало более осторожным, это касается как перспектив роста, так и кредитных рисков, говорит он.
Сложно размещать актив, находящийся под санкциями, скорее всего это основная причина, полагает аналитик БКС Ольга Найденова. Возможно, госбанки просто боятся приватизировать, рассуждает менеджер частного банка из топ-30.
Приватизировать госбанки сегодня для правительства слишком тяжелый выбор, согласен председатель совета директоров «МДМ банка» Олег Вьюгин: «Они фактически контролируют больше 50% финансового рынка в стране – видимо, правительство пока не готово отказываться от доли».
Планов по приватизации Сбербанка у правительства нет, уточнил Шувалов. «Мы получили совершенно четкие указания от президента. Я неоднократно слышал совершенно прямое заявление председателя ЦБ, что пакет, который принадлежит государству в Сбербанке, к продаже предлагаться не будет», – подчеркнул он.
Это «чисто политический вопрос», говорил в мае президент Сбербанка Герман Греф. Сейчас ЦБ владеет 50% плюс 1 акция Сбербанка.