По данным газеты «Ведомости», о переговорах между «Цитаделью» и Центром речевых технологий (ЦРТ) рассказали три человека: одному сообщили об этом сотрудники ЦРТ, другой знает о готовящейся сделке от сотрудников ФСБ, третьему знакомые менеджеры «Цитадели» сказали, что компания находится на финальной стадии покупки доли в ЦРТ.
ЦРТ создает системы записи телефонных разговоров и речевого оповещения, системы биометрического доступа (в том числе распознавания лиц), программы преобразования речи в текст, синтезаторы речи, а также военную продукцию. Их потребителями на сайте компании указаны госструктуры, правоохранительные органы и службы безопасности, финансовые организации и предприятия розничной торговли.
Футбольный клуб «Зенит» для защиты от хулиганов оснастил домашний стадион биометрической системой контроля доступа. Топ-менеджер компании на рынке биометрических технологий оценивает стоимость ЦРТ в 1,5–2 млрд. руб. Почти 100% ЦРТ косвенно контролирует Газпромбанк, следует из данных «СПАРК-Интерфакса».
270 млн. руб. такой грант на создание технологии анализа звуковой среды с помощью искусственного интеллекта получила в 2017 г. дочерняя «ЦРТ-инновации» от «Национальной технологической инициативы».
Новая технология (под названием «Нейроухо») должна научить устройства слышать, что происходит вокруг, при нехарактерных шумах рассылать уведомления или управлять видеокамерами, а также распознавать пол и возраст людей по голосу, обещала «ЦРТ-инновации».
«Цитадель» известна разработками для исполнения закона Ирины Яровой. Компания владеет разработчиком систем оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ) «МФИ-софт» и – в альянсе с «Ростехом» и Национальной компьютерной корпорацией, производителем системы хранения данных «Купол».
Среди тех, кто купил «Купол» ради исполнения закона Яровой, – «Мегафон» Алишера Усманова. У него есть совместный бизнес с владельцем «Цитадели» Антоном Черепенниковым: Усманов вложил $100 млн. в основанную Черепенниковым киберспортивную компанию Virtus.pro.
Долю в ЦРТ может купить либо сам Черепенников, либо структуры «Цитадели» или USM, предполагает собеседник, знакомый с менеджерами «Цитадели». Доля, которую может получить «Цитадель» в ЦРТ, ему не известна, но он отмечает, что в сделках M&A она, как правило, не покупает пакет меньше контрольного.
В последнее время рынок интеллектуальных систем распознавания заметно оживился. В ноябре 2017 г. Сбербанк приобрел 25,07% VisionLabs, создающей программное обеспечение и облачные сервисы для распознавания и анализа лиц.
Годом ранее VisionLabs привлекла инвестиции АФК «Система». В начале 2018 г. акционерами другого российского разработчика технологии распознавания лиц – NtechLab стали фонд Рубена Варданяна (25%) и «дочка» «Ростеха» «РТ – развитие бизнеса» (12,5%).
Газпромбанк
Мегафон
Правительство России
Ростех (Ростехнологии)
Сбер (Сбербанк)
Национальная компьютерная корпорация (НКК)
Алишер Бурханович Усманов
Месторождение Купол
Центр речевых технологий (ЦРТ)
Рубен Карленович Варданян
ФК Зенит
VisionLabs (ReAction)
МФИ Софт / Цитадель
Антон Андреевич Черепенников
NtechLab
ЦРТ, как узко специализированная и опытная команда, распознавая голос, умеет также его хранить, анализировать и обрабатывать, перечисляет гендиректор «Норси-транс» (конкурент «Цитадели» на рынке СОРМ) Сергей Овчинников.
Подразделения «Цитадели» исторически мало фокусировались на работе с голосовым трафиком, хотя для разработки решений СОРМ это необходимо: сделка с ЦРТ принесла бы «Цитадели» необходимые технологии и дополнительные контракты на смежных рынках информационной безопасности, предполагает он.
Голосовой трафик для операторов выгодно не просто хранить, но и сразу индексировать для последующего поиска – для этого можно встроить технологию ЦРТ в СОРМ «Цитадели», рассуждает главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян.
Особенно напрашивается такое решение для обслуживания операторов фиксированной связи: у них есть сложности с обработкой и хранением голосового трафика. Но для ЦРТ нетипична работа с СОРМ и пока нет уверенности, что ее технологии удастся встроить в системы для исполнения закона Яровой, предостерегает Овчинников.
«Цитадель» не предполагает использовать технологии ЦРТ в СОРМ, в том числе для исполнения закона Яровой, знает знакомый менеджеров «Цитадели», в этом нет необходимости.
Ее скорее интересуют биометрические технологии, синтез речи, обработка и анализ звука и видео – сейчас это находит все большее применение в корпоративной среде, рассуждает он.
Государство очевидно заинтересовано в обеспечении безопасности на максимально возможном техническом уровне, поэтому, как только оно и близкие структуры нашли практическое применение и, соответственно, предложили крупные контракты, на рынке биометрии появились и заинтересованные в них крупные стратегические инвесторы, рассуждает директор по развитию венчурной экосистемы в Skolkovo Ventures Станислав Колесниченко.
Пока у нас нет инвесторов, способных внедрить биометрию в глобальные проекты, как Face ID в Apple, продолжает он, но на глобальном рынке технология уже так распространена, что сложно говорить о скачке ее ценности в ближайшем будущем, и в этом положении постоянные госзаказы могут поддерживать стабильность нашего рынка биометрии.