По данным газеты «Коммерсант», о том, что Beluga Group приобретает 80% винодельческого хозяйства «Вилла Романов», рассказал один из участников алкогольного рынка.
Предправления и основной владелец группы Александр Мечетин сообщил, что сделка находится в завершающей стадии и уже получила одобрение Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
Начальник контрольно-финансового управления ФАС Владимир Мишеловин подтвердил, что регулятор не против: «Для Beluga это первый актив в сфере виноделия, поэтому возражений с нашей стороны быть не могло».
Президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович характеризует «Виллу Романов» как «одну из самых современных и новых виноделен в стране», выпускающую вино в среднеценовом и премиальном сегментах.
«Это созданный с нуля проект Андрея Романова»,— говорит он. В прошлом господин Романов был владельцем производителя вина «Русский Азов», в начале 2016 года он продал его холдингу «Ариант» примерно за 1,5 млрд. руб.
В ООО «Вилла Романов» ему принадлежат 39%, 61% — у Светланы Малаховой (данные «СПАРК-Интерфакс»). После сделки с Beluga Group Андрей Романов останется партнером проекта, отметил господин Мечетин. Он не стал говорить, есть ли у его компании опцион на получение 100% в «Вилле Романов».
В отличие от «Русского Азова», чьи мощности способны выпускать около 50 млн. бутылок вина в год, производство «Виллы Романов» небольшое — на нем можно делать до 2,5 млн. бутылок тихих и игристых вин.
При этом у «Виллы Романов» есть своя сырьевая база — на Таманском полуострове ей принадлежит 1 тыс. га земель, из которых 231 га с уже высаженными виноградниками европейских сортов каберне-совиньон, мерло, пино-нуар, шардоне и др. Первый урожай с них был получен в 2016 году.
Терруар компании — зарегистрированная географическая зона для вин с защищенным наименованием места происхождения. В 2017 году продажи «Виллы Романов» были скромными — 57,62 млн. руб.
Стоимость приобретения контрольной доли в «Вилле Романов» Александр Мечетин не назвал. Источник, знакомый с условиями сделки, говорит, что она превысила $20 млн. (более 1,2 млрд. руб.). Господин Попович называет такую сумму адекватной.
Президент «Абрау-Дюрсо» Павел Титов считает ее завышенной. «На мой взгляд, этот актив стоит дешевле на 25%»,— говорит он.
По его словам, «Вилла Романов» уже несколько лет была выставлена на продажу, «Абрау-Дюрсо» тоже получало предложение о покупке. «Первая продукция винодельни хорошая, но над качеством еще предстоит поработать»,— полагает господин Титов.
Beluga Group — третий по объемам производитель водки в России. В первом полугодии 2018 года компания выпустила 4,06 млн. дал продукции под марками «Беленькая», «Мягков», Beluga и др.
В собственном портфеле также бренди «Золотой резерв» и «Бастион». Группа — импортер и дистрибьютор виски Glenfiddich, Grantʼs, коньяков Camus, вин из Франции, Италии, Испании, Германии и других стран. В 2017 году ее выручка составила 37,3 млрд. руб., EBITDA — 3,62 млрд. руб., чистая прибыль — 655 млн. руб.
Поиск винодельческих хозяйств Beluga Group начала еще несколько лет назад, говорит Леонид Попович. Господин Мечетин интерес к винному направлению объясняет ростом продаж премиальных отечественных вин, которые теперь могут конкурировать с европейской продукцией.
Господин Попович говорит, что среди российских вин дорогая продукция в последние годы была единственной категорией с относительно стабильными продажами, тогда как объемы более дешевых вин падали. По данным Росстата, в первом полугодии 2018 года выпуск тихих вин сократился на 11,5%, до 32 млн. дал.
У Beluga Group в портфеле уже есть две собственные марки вин — тихое «Арбатское» и игристое Vogue. Сейчас они выпускаются по контракту на мощностях предприятия «Кубань-вино» (входит в «Ариант»).
Александр Мечетин говорит, что обе марки не будут переноситься на «Виллу Романов» — на этой винодельне будут производиться только премиальные вина, чья цена в рознице составит от 500 до 1 тыс. руб. за бутылку.
По мере расширения площадей виноградников Beluga Group планирует увеличивать производственные мощности винодельни: в перспективе пяти-семи лет компания хочет довести объем выпуска до 5 млн. бутылок в год.