О том, что ОАО РЖД-РВ до конца года выйдет из капитала всех сетевых компаний, занимающихся сейчас развитием потребительских услуг на вокзалах, "Ъ" рассказал начальник Дирекции железнодорожных вокзалов (ДЖВ, филиал ОАО РЖД) Сергей Абрамов.
По его словам, решение принято советом директоров РЖД-РВ (25% — у ОАО РЖД через "Баминвест", 75% — у "Системы-сервис", ее бенефициар — гендиректор РЖД-РВ Сергей Пак), по девяти компаниям сделки уже закрыты. В их числе ОАО "Организация питания на вокзалах", ОАО "Трансмаркет", ОАО "Транссвязь", ООО "Оплата экспресс", ЗАО "Трансвенд", уточнил господин Абрамов. Имена покупателей он не назвал, отметив лишь, что большинство — совладельцы этих компаний.
РЖД-РВ была создана в 2009 году для содействия ДЖВ в управлении недвижимостью на вокзалах и модернизации вокзальных комплексов. ДЖВ организовала и новую схему организации услуг на вокзалах: проводился аукцион, с победителем заключалось партнерское соглашение, затем создавалось СП, долю в котором получала РЖД-РВ (как правило, контрольный пакет).
Всего создано 23 компании в сфере питания, розничной торговли, аптек, сотовой связи, клининговых услуг, печатной продукции и т. д. Каждая из них привлекает контрагентов в отдельном сегменте и сдает им в субаренду площади. По отчету РЖД-РВ за 2013 год, общий объем передаваемых в управление площадей в 2014 году может составить "около 1,22 млн кв. м" (355 вокзалов). Выручка РЖД-РВ в 2013 году — 1,1 млрд руб., чистая прибыль — 22,8 млн руб. Прибыль от деятельности сетевых операторов в 2013 году составила 92 млн руб., уточнили в ДЖВ.
Но о компаниях, которые приобретают доли РЖД-РВ, чаще всего ничего не известно. Например, партнерами РЖД-РВ в "Трансвенде" и ООО "Оплата экспресс" являются компании, конечные владельцы которых — кипрские офшоры. Бенефициары ОАО "Организация питания на вокзалах", "Трансмаркета" и "Транссвязи" — Александр Костиков и Сергей Мочалов (контролируют их через ООО "Свежий ветер" и ООО С.П.Б.). Им также принадлежит ряд малоизвестных активов в сферах питания, туризма, производства фармацевтической продукции.
Впрочем, по данным "Ъ", доли РЖД-РВ в трех указанных компаниях приобрели не они, а структуры более известного бизнесмена Али Висаева, который до 2010 года возглавлял ОАО "Торгово-досуговый центр "Тверской"". Это подтвердил "Ъ" и сам господин Висаев, отметив, что его компании планируют не только сдавать площади в субаренду, но и самостоятельно их развивать.
"Совместно с немецкими партнерами мы открыли пивной ресторан Lowenbrau на Казанском вокзале",— заявил "Ъ" Али Висаев. Кроме того, принадлежащая ему "Голтра" построила торговые точки в зале ожидания Ярославского вокзала, его структуры реконструировали коммерческую инфраструктуру на вокзале Волгограда.
По словам Сергея Абрамова, условия продажи долей РЖД-РВ в оставшихся сетевых операторах также согласованы. Он отмечает, что всего РЖД-РВ планирует выручить от сделок свыше 500 млн руб.
"Размер премии определяется исходя из выручки компании: например, проект с ресторанами оказался успешным, а с аптеками — нет",— уточняет Сергей Абрамов. По его словам, потребительские услуги — непрофильный бизнес для РЖД-РВ, "компания вошла в него для зачистки вокзалов от некачественных услуг и задачу выполнила". Основная задача новых владельцев — исправно платить арендную плату и не допускать продажи незаконной продукции, говорит господин Абрамов.
Но глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров считает, что ОАО РЖД следовало выбрать иную тактику работы с арендаторами, и приводит в пример аэропорт Домодедово, где проводятся конкурсы, в рамках которых разыгрываются арендные площади. При этом стоимость 1 кв. м рассчитывается исходя из пассажиропотока и коэффициента для каждого сегмента, говорит аналитик.
ОАО РЖД привлекло в партнеры малоизвестные компании со слабым розничным брендом и вместо выкупа их долей позволило им самостоятельно привлекать арендаторов, говорит Михаил Бурмистров. По его мнению, этим компаниям будет сложно сформировать положительный имидж торговых зон и высокий покупательский трафик.