Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'24
85
10 223
II кв.'24
98
2 943
I кв.'24
82
7 995

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ЗПИФ Консорциум.ПервыйЯндекс
5 015
Группа компаний МангазеяАО Полиметалл
3 690
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 608,23  (+39,63%)
816,10  (+12,40%)
5 948,71  (+31,60%)
98 477,90  (+1 433,61%)
3 327,94  (-0,66%)
74,23  (+1,42%)
Источник Investfunds

РЖД-РВ продает свои доли в сетевых компаниях

Как стало известно "Ъ", "РЖД-Развитие вокзалов" (РЖД-РВ) решило отказаться от одной из основных своих функций — организации на железнодорожных вокзалах сетей питания, аптек, салонов сотовой связи и пр. До конца года РЖД-РВ планирует полностью выйти из этого бизнеса, продав свои доли и выручив за них свыше 500 млн руб. В компании объясняют это желанием сосредоточиться на инфраструктурных проектах. Однако в результате может пострадать обслуживание на вокзалах - эксперты сомневаются в способности партнеров РЖД эффективно работать с пассажирами.

О том, что ОАО РЖД-РВ до конца года выйдет из капитала всех сетевых компаний, занимающихся сейчас развитием потребительских услуг на вокзалах, "Ъ" рассказал начальник Дирекции железнодорожных вокзалов (ДЖВ, филиал ОАО РЖД) Сергей Абрамов.

По его словам, решение принято советом директоров РЖД-РВ (25% — у ОАО РЖД через "Баминвест", 75% — у "Системы-сервис", ее бенефициар — гендиректор РЖД-РВ Сергей Пак), по девяти компаниям сделки уже закрыты. В их числе ОАО "Организация питания на вокзалах", ОАО "Трансмаркет", ОАО "Транссвязь", ООО "Оплата экспресс", ЗАО "Трансвенд", уточнил господин Абрамов. Имена покупателей он не назвал, отметив лишь, что большинство — совладельцы этих компаний.

РЖД-РВ была создана в 2009 году для содействия ДЖВ в управлении недвижимостью на вокзалах и модернизации вокзальных комплексов. ДЖВ организовала и новую схему организации услуг на вокзалах: проводился аукцион, с победителем заключалось партнерское соглашение, затем создавалось СП, долю в котором получала РЖД-РВ (как правило, контрольный пакет).

Всего создано 23 компании в сфере питания, розничной торговли, аптек, сотовой связи, клининговых услуг, печатной продукции и т. д. Каждая из них привлекает контрагентов в отдельном сегменте и сдает им в субаренду площади. По отчету РЖД-РВ за 2013 год, общий объем передаваемых в управление площадей в 2014 году может составить "около 1,22 млн кв. м" (355 вокзалов). Выручка РЖД-РВ в 2013 году — 1,1 млрд руб., чистая прибыль — 22,8 млн руб. Прибыль от деятельности сетевых операторов в 2013 году составила 92 млн руб., уточнили в ДЖВ.

Но о компаниях, которые приобретают доли РЖД-РВ, чаще всего ничего не известно. Например, партнерами РЖД-РВ в "Трансвенде" и ООО "Оплата экспресс" являются компании, конечные владельцы которых — кипрские офшоры. Бенефициары ОАО "Организация питания на вокзалах", "Трансмаркета" и "Транссвязи" — Александр Костиков и Сергей Мочалов (контролируют их через ООО "Свежий ветер" и ООО С.П.Б.). Им также принадлежит ряд малоизвестных активов в сферах питания, туризма, производства фармацевтической продукции.

Впрочем, по данным "Ъ", доли РЖД-РВ в трех указанных компаниях приобрели не они, а структуры более известного бизнесмена Али Висаева, который до 2010 года возглавлял ОАО "Торгово-досуговый центр "Тверской"". Это подтвердил "Ъ" и сам господин Висаев, отметив, что его компании планируют не только сдавать площади в субаренду, но и самостоятельно их развивать.

"Совместно с немецкими партнерами мы открыли пивной ресторан Lowenbrau на Казанском вокзале",— заявил "Ъ" Али Висаев. Кроме того, принадлежащая ему "Голтра" построила торговые точки в зале ожидания Ярославского вокзала, его структуры реконструировали коммерческую инфраструктуру на вокзале Волгограда.

По словам Сергея Абрамова, условия продажи долей РЖД-РВ в оставшихся сетевых операторах также согласованы. Он отмечает, что всего РЖД-РВ планирует выручить от сделок свыше 500 млн руб.

"Размер премии определяется исходя из выручки компании: например, проект с ресторанами оказался успешным, а с аптеками — нет",— уточняет Сергей Абрамов. По его словам, потребительские услуги — непрофильный бизнес для РЖД-РВ, "компания вошла в него для зачистки вокзалов от некачественных услуг и задачу выполнила". Основная задача новых владельцев — исправно платить арендную плату и не допускать продажи незаконной продукции, говорит господин Абрамов.

Но глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров считает, что ОАО РЖД следовало выбрать иную тактику работы с арендаторами, и приводит в пример аэропорт Домодедово, где проводятся конкурсы, в рамках которых разыгрываются арендные площади. При этом стоимость 1 кв. м рассчитывается исходя из пассажиропотока и коэффициента для каждого сегмента, говорит аналитик.

ОАО РЖД привлекло в партнеры малоизвестные компании со слабым розничным брендом и вместо выкупа их долей позволило им самостоятельно привлекать арендаторов, говорит Михаил Бурмистров. По его мнению, этим компаниям будет сложно сформировать положительный имидж торговых зон и высокий покупательский трафик.

 

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст