Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'25
41
1 263
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Железнодорожный оператор АтлантГрузовая компания
1 275
Железнодорожный оператор АтлантТранслес
638

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 588,56  (-49,81%)
1 004,38  (-16,55%)
6 552,51  (-182,60%)
111 790,84  (-5 151,37%)
3 834,05  (-179,03%)
62,73  (-2,49%)
Источник Investfunds

РЖД намерены получить доступ на европейский рынок

24.08.2011, РБК daily

По данным газеты «РБК daily», «Российские железные дороги» (РЖД) пытаются использовать все возможности для получения доступа на европейский рынок железнодорожных грузовых перевозок. В связи с этим компания заинтересовалась покупкой словацкой ZSSK Cargo. Правда, правительство Словакии еще не приняло окончательного решения о приватизации этого актива.

Правительство Словакии, которому принадлежит 100% ZSSK Cargo, еще несколько лет назад заявляло о желании найти стратегического инвестора для грузового оператора. В качестве потенциальных претендентов назывались Rail World Holdings LLC, Mid Europa Partners LLP, венгерская MAV ZRt, австрийские Cargo Austria AG и J&T Finance Group. Представитель Министерства транспорта, строительства и регионального развития Словакии Мартин Крайчович заявил, что конкурс по приватизации ZSSK Cargo еще не начался.

РЖД уже присутствуют в Армении и Монголии, но компания мечтает заполучить и активы в Европе. Недавно монополия подала заявку на приобретение польской PKP Cargo (второй по величине оператор в Евросоюзе после Deutsche Bahn с парком более 68 тыс. вагонов). Однако правительство Польши пока отложило вопрос о продаже актива.

Кроме того, РЖД ранее заявляли о возможности покупки миноритарной доли в Deutsche Bahn. «Если правительство ФРГ вновь поставит в повестку дня приватизацию Deutsche Bahn, мы вновь заявим о своем интересе», — говорил глава РЖД Владимир Якунин в середине прошлого года.

В самих РЖД объясняют интерес к европейскому рынку грузоперевозок желанием, используя Транссибирскую магистраль, стать сквозным перевозчиком из Азии в Европу. С этой же целью весной 2008 года представители железных дорог России, Украины, Австрии и Словакии подписали в Вене протокол об организации исследовательских работ по проекту продления железнодорожной колеи шириной 1 520 мм до Вены (через Братиславу).

ZSSK Cargo — крупнейший железнодорожный перевозчик в Словакии. Компания оперирует более чем 13 тыс. вагонов. В прошлом году грузооборот компании составил 38,6 млн т, основные грузы — железная руда, уголь, металлы, нефте­продукты и стройматериалы. Вместе с тем все последние годы компания была глубоко убыточной: в 2009 году ZSSK потеряла €126,6 млн., а в 2010-м — €122 млн. Задолженность оператора на начало 2011 года составляла €123,2 млн.

Комментарий

Управляющему директору ФГ БКС Сергею Данилову непонятно, зачем РЖД понадобилась ZSSK Cargo. «Во-первых, компания убыточна, во-вторых, ее бизнес не сравним по масштабам с бизнесом российской монополии. Можно только предположить, что таким образом РЖД хотят влиять на ценообразование и сервис на европейском рынке, чтобы с помощью европейской экспансии повысить свою привлекательность в глазах иностранных инвесторов», — говорит эксперт.

Аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов оценивает стоимость ZSSK Cargo в $450—$500 млн.