По данным газеты «РБК daily», «Российские железные дороги» (РЖД) пытаются использовать все возможности для получения доступа на европейский рынок железнодорожных грузовых перевозок. В связи с этим компания заинтересовалась покупкой словацкой ZSSK Cargo. Правда, правительство Словакии еще не приняло окончательного решения о приватизации этого актива.
Правительство Словакии, которому принадлежит 100% ZSSK Cargo, еще несколько лет назад заявляло о желании найти стратегического инвестора для грузового оператора. В качестве потенциальных претендентов назывались Rail World Holdings LLC, Mid Europa Partners LLP, венгерская MAV ZRt, австрийские Cargo Austria AG и J&T Finance Group. Представитель Министерства транспорта, строительства и регионального развития Словакии Мартин Крайчович заявил, что конкурс по приватизации ZSSK Cargo еще не начался.
РЖД уже присутствуют в Армении и Монголии, но компания мечтает заполучить и активы в Европе. Недавно монополия подала заявку на приобретение польской PKP Cargo (второй по величине оператор в Евросоюзе после Deutsche Bahn с парком более 68 тыс. вагонов). Однако правительство Польши пока отложило вопрос о продаже актива.
Кроме того, РЖД ранее заявляли о возможности покупки миноритарной доли в Deutsche Bahn. «Если правительство ФРГ вновь поставит в повестку дня приватизацию Deutsche Bahn, мы вновь заявим о своем интересе», — говорил глава РЖД Владимир Якунин в середине прошлого года.
В самих РЖД объясняют интерес к европейскому рынку грузоперевозок желанием, используя Транссибирскую магистраль, стать сквозным перевозчиком из Азии в Европу. С этой же целью весной 2008 года представители железных дорог России, Украины, Австрии и Словакии подписали в Вене протокол об организации исследовательских работ по проекту продления железнодорожной колеи шириной 1 520 мм до Вены (через Братиславу).
ZSSK Cargo — крупнейший железнодорожный перевозчик в Словакии. Компания оперирует более чем 13 тыс. вагонов. В прошлом году грузооборот компании составил 38,6 млн т, основные грузы — железная руда, уголь, металлы, нефтепродукты и стройматериалы. Вместе с тем все последние годы компания была глубоко убыточной: в 2009 году ZSSK потеряла €126,6 млн., а в 2010-м — €122 млн. Задолженность оператора на начало 2011 года составляла €123,2 млн.
Управляющему директору ФГ БКС Сергею Данилову непонятно, зачем РЖД понадобилась ZSSK Cargo. «Во-первых, компания убыточна, во-вторых, ее бизнес не сравним по масштабам с бизнесом российской монополии. Можно только предположить, что таким образом РЖД хотят влиять на ценообразование и сервис на европейском рынке, чтобы с помощью европейской экспансии повысить свою привлекательность в глазах иностранных инвесторов», — говорит эксперт.
Аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов оценивает стоимость ZSSK Cargo в $450—$500 млн.