В совместную логистическую компанию, которая создается по договоренности партнеров по таможенному союзу России, Казахстана и Белоруссии, переданы 50 процентов плюс две акции Трансконтейнера, принадлежащие государственной РЖД, говорится в сообщении.
Стоимость этого пакета на бирже в Москве на закрытие в понедельник - 24.11.2014 г. составляла 16,95 миллиарда рублей, по состоянию на 17:46 МСК во вторник котировки выросли на 2,87 процента.
После передачи пакета РЖД в соответствии с ее вкладом, включающим также логистическую компанию РЖД-Логистика, стало принадлежать 99,84 процента уставного капитала ОТЛК, составляющего 39,7 миллиарда рублей, а железным дорогам Казахстана и Белоруссии - по 0,08 процента.
На следующем этапе Казахстан и Белоруссия должны будут увеличить доли в ОТЛК, внеся свои активы. Предполагается, что Белоруссия передаст в ОТЛК компанию Белинтертранс, владеющую контейнерным терминалом в Бресте, а Казахстан - компанию Казтранссервис и два контейнерных терминала, но и после этого контроль останется у РЖД.
Идея создания ОТЛК появилась у менеджмента РЖД во время споров с государством о приватизации контрольного пакета Трансконтейнера. Правительство было готово приказать РЖД продать свою долю частным инвесторам, а главным претендентом на этот пакет была тогда группа Сумма Зиявудина Магомедова.
РЖД, не желая расставаться с прибыльным активом, предложила вариант создания логистического СП в рамках таможенного союза, на что правительство дало положительный ответ.
По мнению идеологов создания ОТЛК, объединение активов позволит координировать действия трех стран при перевозках транзитных грузов. К 2020 году доля ОТЛК в общем грузопотоке Китай-Европа должна достичь 7,0-7,5 процента, грузооборот - более 4 миллионов TEU (эквивалент двадцатифутового контейнера), чистая прибыль - до 1 миллиарда рублей в год.
Контролируемая Суммой транспортная группа Fesco сейчас второй крупный акционер Трансконтейнера, владеющий 24,1 процента его акций.
Во время переговоров о приватизации Трансконтейнера Fesco заявляла, что будет думать о продаже акций Трансконтейнера в том случае, если государство решит оставить пакет РЖД. В итоге Fesco решила оставить пакет у себя.
Fesco не планирует продавать свою долю в Трансконтейнере, рассматривая ее как стратегическую инвестицию, и продолжит участвовать в формировании стратегии компании в совете директоров, сказал представитель Суммы.
Еще 8,7 процента акций Трансконтейнера владеет компания Трансфингруп, управляющая пенсионными резервами фонда Благосостояние, который принадлежит РЖД, 9,2 процента - у Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Остальные 8 процентов находятся в свободном обращении, но менеджеры РЖД говорили, что почти все акции скуплены структурами, близкими к монополии.
Трансконтейнер - крупнейший в России железнодорожный оператор контейнеров с долей рынка 45,5 процента, владеющий более 60.000 контейнеров и более 25.000 платформ для их перевозки, а также железнодорожными терминалами.
В первом полугодии этого года компания на четверть снизила чистую прибыль до 2,08 миллиарда при выручке 17,5 миллиарда рублей.