"Для этого предусматривается приобретение группой "Инкоу порт" 49% ООО "ТЛЦ "Белый Раст" по итогам открытого конкурса", - отмечает монополия. Сейчас компания на 100% принадлежит ООО "Развитие ТЛЦ", единственным акционером которого являются РЖД.
По данным источников, знакомых с условиями сделки, порт купит долю по минимальной цене ранее объявленного конкурса — 1,95 млрд руб.
Компания «Хуаньцю Тунда», подконтрольная китайскому порту Инкоу, покупает у ОАО РЖД 49% терминально-логистического центра (ТЛЦ) «Белый Раст», сообщили в монополии.
Глава ОАО РЖД Олег Белозеров и председатель правления группы компаний «Инкоу порт» Ли Хэчжун подписали соответствующее соглашение о сотрудничестве в рамках встречи главы Госсовета КНР Ли Кэцяна и Дмитрия Медведева 7 ноября 2016 года в Санкт-Петербурге.
Документ развивает положения меморандума о намерениях от 3 сентября 2015 г. Как пояснил представитель ОАО РЖД, «Хуаньцю Тунда» приобретет ТЛЦ по итогам открытого конкурса, единственным участником которого она стала.
Стороны рассматривают друг друга как стратегических партнеров и выражают заинтересованность в совместном развитии и управлении логистическими центрами и международными мультимодальными перевозками.
Соглашение способствует созданию транспортно-логистического коридора, увеличению товарных потоков в сообщении между Китаем и РФ, а также ЕС, трансграничной электронной торговли, освоения и использования потенциала рынков Европы и Азии, отмечают РЖД.
ТЛЦ «Белый Раст» — один из пилотных проектов ОАО РЖД по разгрузке транспортного узла Москвы. Решение о его строительстве было принято в 2009 году, стоимость оценивалась в то время в 18 млрд руб., из которых лишь 2 млрд руб. должны были составлять средства монополии.
На 180 га планировалось разместить контейнерный терминал, терминал тяжеловесных и крупногабаритных грузов, универсальный складской комплекс для тарно-штучных и паллетированных грузов (в том числе скоропортящихся), терминалы для колесной и гусеничной техники и сыпучих грузов.
Пакет документов по созданию специализированной «дочки» для строительства ТЛЦ «Белый Раст» вблизи одноименной железнодорожной станции в Дмитровском районе Подмосковья и рядом с Малым московским кольцом (федеральная автотрасса А-107) совет директоров РЖД одобрил в 2010 г.
ТЛЦ планировалось приспособить для работы с контейнерами, насыпными строительными, тяжеловесными и крупногабаритными промышленными грузами, колесной и гусеничной техникой (в том числе в рамках регулярных контрейлерных поездов), построить складской комплекс под тарно-штучные и паллетированные грузы (включая скоропортящиеся), а также центр таможенного оформления. Строительство ТЛЦ оценивалось в 2010 году уже в сумму порядка 23 млрд руб.
Для реализации проекта было создано ООО «ТЛЦ "Белый Раст"». Оно оформило необходимую документацию на строительство центра и должно было возводить объекты за счет привлеченных внешних инвестиций и кредитов.
В апреле ОАО РЖД выставило 49% актива на продажу, минимальная цена — 1,95 млрд руб. Кроме этого, покупатель доли получал обязательство выдать проекту срочный процентный беззалоговый заем на 7 млрд руб. Предложения оценивались, в том числе, исходя из ставки финансирования.
Интерес к покупке 49% ТЛЦ «Белый Раст» в том числе проявляла лихтенштейнская Unvia Trading Limited израильского бизнесмена Ури Альперовича. В конце августа ФАС продлила до 1 сентября согласование на сделку по приобретению доли в активе.
В сентябре 2015 года в рамках визита Владимира Путина в Пекин ОАО РЖД и порт Инкоу подписали меморандум о сотрудничестве по созданию китайско-российских логистических центров в Московской области и в порту.
При этом РЖД отмечали, что предполагается провести консультацию по учреждению совместного предприятия - российско-китайского логистического центра в Московской области (ТЛЦ «Белый Раст») или выкупу Yingkou Port 49% ООО «ТЛЦ "Белый Раст"» для услуг по консолидации, хранению, распределению и таможенной очистке грузов.
Однако сроки рассмотрения заявок на участие в тендере при этом неоднократно переносились, а в сентябре РЖД и вовсе отменили тендер. В рамках нового конкурса с теми же условиями минимальная цена доли была установлена на уровне 1,99 млрд руб.
Итоги тендера были подведены 24 октября, согласно материалам монополии, заявки подали две компании - «Хуаньцю Тунда» / «Мастэри глобал интернешнл лтд» и ООО «Газмонтаж». Первая входит в группу Yingkou Port, сообщил представитель монополии.
Однако «Газмонтаж» не был допущен к конкурсу, из-за чего РЖД признали его не состоявшимся, так как участниками признано менее двух претендентов.
Поэтому, как сообщил источник, знакомый с условиями соглашения, ОАО РЖД приняло решение заключить договор с единственным участником по начальной цене первого конкурса — 1,95 млрд. руб.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что сделка позволит ОАО РЖД запустить активную стадию строительства ТЛЦ, который после ввода в эксплуатацию повысит эффективность интеграции между железнодорожным и автомобильным транспортом при поставках импортных грузов из Китая для их последующего «распыления» с переводом на автотранспорт.
А китайским партнерам, заявляет эксперт, проект позволит обеспечить реализацию стратегических установок на развитие сухопутного маршрута экспорта в Россию и Европу, а также переключить часть грузопотока с морского транспорта.
Кроме того, у порта Инкоу появится возможность развивать перевозки в обратном направлении (из Европы и из России в Китай), в том числе транзитом через порт Восточный, заключает господин Бурмистров.