Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'25
40
1 253
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Железнодорожный оператор АтлантГрузовая компания
1 275
Железнодорожный оператор АтлантТранслес
638

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 632,07  (-15,18%)
1 023,54  (+0,26%)
6 711,20  (+22,74%)
120 776,18  (+3 396,50%)
4 497,44  (+167,29%)
65,35  (-0,68%)
Источник Investfunds

РЖД продадут китайцам 49% в проекте логистического центра в Подмосковье

08.11.2016, Mergers.ru
По данным газет «Ведомости» и «Коммерсант», ОАО «Российские железные дороги» и группа «Инкоу порт» (China Yingkou Port Group Corporation) заключили соглашение об «активной реализации проекта» по созданию международного терминально-логистического центра (ТЛЦ) на базе ООО «ТЛЦ "Белый Раст"».

"Для этого предусматривается приобретение группой "Инкоу порт" 49% ООО "ТЛЦ "Белый Раст" по итогам открытого конкурса", - отмечает монополия. Сейчас компания на 100% принадлежит ООО "Развитие ТЛЦ", единственным акционером которого являются РЖД.

По данным источников, знакомых с условиями сделки, порт купит долю по минимальной цене ранее объявленного конкурса — 1,95 млрд руб.

Компания «Хуаньцю Тунда», подконтрольная китайскому порту Инкоу, покупает у ОАО РЖД 49% терминально-логистического центра (ТЛЦ) «Белый Раст», сообщили в монополии.

Глава ОАО РЖД Олег Белозеров и председатель правления группы компаний «Инкоу порт» Ли Хэчжун подписали соответствующее соглашение о сотрудничестве в рамках встречи главы Госсовета КНР Ли Кэцяна и Дмитрия Медведева 7 ноября 2016 года в Санкт-Петербурге.

Документ развивает положения меморандума о намерениях от 3 сентября 2015 г. Как пояснил представитель ОАО РЖД, «Хуаньцю Тунда» приобретет ТЛЦ по итогам открытого конкурса, единственным участником которого она стала.

Стороны рассматривают друг друга как стратегических партнеров и выражают заинтересованность в совместном развитии и управлении логистическими центрами и международными мультимодальными перевозками.

Соглашение способствует созданию транспортно-логистического коридора, увеличению товарных потоков в сообщении между Китаем и РФ, а также ЕС, трансграничной электронной торговли, освоения и использования потенциала рынков Европы и Азии, отмечают РЖД.

ТЛЦ «Белый Раст» — один из пилотных проектов ОАО РЖД по разгрузке транспортного узла Москвы. Решение о его строительстве было принято в 2009 году, стоимость оценивалась в то время в 18 млрд руб., из которых лишь 2 млрд руб. должны были составлять средства монополии.

На 180 га планировалось разместить контейнерный терминал, терминал тяжеловесных и крупногабаритных грузов, универсальный складской комплекс для тарно-штучных и паллетированных грузов (в том числе скоропортящихся), терминалы для колесной и гусеничной техники и сыпучих грузов.

Пакет документов по созданию специализированной «дочки» для строительства ТЛЦ «Белый Раст» вблизи одноименной железнодорожной станции в Дмитровском районе Подмосковья и рядом с Малым московским кольцом (федеральная автотрасса А-107) совет директоров РЖД одобрил в 2010 г.

ТЛЦ планировалось приспособить для работы с контейнерами, насыпными строительными, тяжеловесными и крупногабаритными промышленными грузами, колесной и гусеничной техникой (в том числе в рамках регулярных контрейлерных поездов), построить складской комплекс под тарно-штучные и паллетированные грузы (включая скоропортящиеся), а также центр таможенного оформления. Строительство ТЛЦ оценивалось в 2010 году уже в сумму порядка 23 млрд руб.

Для реализации проекта было создано ООО «ТЛЦ "Белый Раст"». Оно оформило необходимую документацию на строительство центра и должно было возводить объекты за счет привлеченных внешних инвестиций и кредитов.

В апреле ОАО РЖД выставило 49% актива на продажу, минимальная цена — 1,95 млрд руб. Кроме этого, покупатель доли получал обязательство выдать проекту срочный процентный беззалоговый заем на 7 млрд руб. Предложения оценивались, в том числе, исходя из ставки финансирования. 

Интерес к покупке 49% ТЛЦ «Белый Раст» в том числе проявляла лихтенштейнская Unvia Trading Limited израильского бизнесмена Ури Альперовича. В конце августа ФАС продлила до 1 сентября согласование на сделку по приобретению доли в активе.

В сентябре 2015 года в рамках визита Владимира Путина в Пекин ОАО РЖД и порт Инкоу подписали меморандум о сотрудничестве по созданию китайско-российских логистических центров в Московской области и в порту.

При этом РЖД отмечали, что предполагается провести консультацию по учреждению совместного предприятия - российско-китайского логистического центра в Московской области (ТЛЦ «Белый Раст») или выкупу Yingkou Port 49% ООО «ТЛЦ "Белый Раст"» для услуг по консолидации, хранению, распределению и таможенной очистке грузов.

Однако сроки рассмотрения заявок на участие в тендере при этом неоднократно переносились, а в сентябре РЖД и вовсе отменили тендер. В рамках нового конкурса с теми же условиями минимальная цена доли была установлена на уровне 1,99 млрд руб.

Итоги тендера были подведены 24 октября, согласно материалам монополии, заявки подали две компании - «Хуаньцю Тунда» / «Мастэри глобал интернешнл лтд» и ООО «Газмонтаж». Первая входит в группу Yingkou Port, сообщил представитель монополии.

Однако «Газмонтаж» не был допущен к конкурсу, из-за чего РЖД признали его не состоявшимся, так как участниками признано менее двух претендентов.

Поэтому, как сообщил источник, знакомый с условиями соглашения, ОАО РЖД приняло решение заключить договор с единственным участником по начальной цене первого конкурса — 1,95 млрд. руб.

Комментарий

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что сделка позволит ОАО РЖД запустить активную стадию строительства ТЛЦ, который после ввода в эксплуатацию повысит эффективность интеграции между железнодорожным и автомобильным транспортом при поставках импортных грузов из Китая для их последующего «распыления» с переводом на автотранспорт.

А китайским партнерам, заявляет эксперт, проект позволит обеспечить реализацию стратегических установок на развитие сухопутного маршрута экспорта в Россию и Европу, а также переключить часть грузопотока с морского транспорта.

Кроме того, у порта Инкоу появится возможность развивать перевозки в обратном направлении (из Европы и из России в Китай), в том числе транзитом через порт Восточный, заключает господин Бурмистров.