По данным газеты «Коммерсантъ», премьер Владимир Путин выдвинул требование французскому автоконцерну Renault: либо он участвует в финансировании инвестпрограммы АвтоВАЗ вместе с государством, либо его блокирующий пакет акций завода, купленный в прошлом году за $1 млрд, будет размыт. Второй вариант означает, по сути, окончание партнерства АвтоВАЗ и Renault. Напомним, что летом текущего года федеральный бюджет России уже выделил АвтоВАЗ господдержку на сумму 25 млрд руб., и тогда это было сделано таким образом, чтобы не размывать пакет Renault. Впрочем, Renault, владея 25% плюс одна акция завода, может попытаться заблокировать допэмиссию АвтоВАЗа.
Вопрос о дополнительных инвестициях в АвтоВАЗ со стороны Renault встал потому, что заводу необходимо финансировать инвестпрограмму стоимостью 42 млрд руб. Она опирается как раз на сборку автомобилей Renault: вместе с моделями Lada Kalina и Priora с 2011-2012 годов они должны составить основу модельного ряда завода. Но чтобы привлечь средства на инвестпрограмму, АвтоВАЗ сначала должен расчистить свой баланс от текущего долга на 37 млрд. руб. АвтоВАЗ рассчитывает погасить долг, продав свои инфраструктурные облигации «Внешэкономбанку» (ВЭБ). Облигации затем будут конвертированы в акции АвтоВАЗа, то есть ВЭБ станет контролирующим акционером завода (сумма долга в 37 млрд руб. превышает капитализацию завода в 16 млрд руб.), а доли всех остальных акционеров — «Тройка Диалог», «Ростехнологии» и Renault — размоются. Все, кроме Renault, к этому готовы.
ОАО «АвтоВАЗ» — автомобилестроительная компания России, крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе. Находится в городе Тольятти Самарской области. Ранее выпускал автомобили марки «ВАЗ» с наименованиями «Жигули», «Нива», «Спутник», «Самара», «Ока», «Приора». В настоящее время производит автомобили под торговой маркой «Lada» («Лада»), которые продавцы и потребители по-прежнему часто именуют ВАЗами. Кроме того, поставляет другим производителям машинокомплекты для выпуска автомобилей марок «ВАЗ», «Lada» и «Ока».
В результате экономического кризиса 2008—2009 годов и вызванного им кризиса сбыта продукции в начале 2009 года «АвтоВАЗ» попал в сложную финансовую ситуацию. На конец марта 2009 года долг «АвтоВАЗ» поставщикам составил около 14 млрд руб. В настоящее время долг завода перед банками равен более 40 млрд руб. В 2007 году выручка компании составила 187,6 млрд руб., чистая прибыль — 3,7 млрд руб.
Блокпакет АвтоВАЗ был продан французскому концерну в феврале 2008 года за $1 млрд, а сейчас стоит на ММВБ $163 млн.
Кирилл Таченников из ИК «Открытие» «понимает, почему Renault не хочет доплачивать за сохранение своего пакета в АвтоВАЗе: концерн заплатил в феврале прошлого года миллиард за его бумаги и вряд ли намерен платить еще». «Если государство размоет пакет Renault вопреки его протестам, это наверняка негативно скажется на инвестиционном климате в стране для западных инвесторов», - добавляет эксперт.