Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653
IV кв.'24
183
8 371

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Т-банк (Тинькофф)Росбанк
1 365

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 885,87  (-1,37%)
1 128,95  (+1,66%)
6 439,32  (-27,59%)
111 167,34  (+1 375,99%)
4 586,92  (+234,50%)
68,80  (+1,07%)
Источник Investfunds

Рестораны "Кофе Хауз" заменят на Burger King

05.08.2014, Quote.ru
Владельцы сети "Шоколадница" закрыли сделку по приобретению конкурента - сети "Кофе Хауз" - более месяца назад и планируют в ближайшее время переформатировать приобретенные заведения.

На месте "Кофе Хауз" будут открыты точки быстрого питания Burger King и японские кафе "Ваби Саби". Новый собственник кофеен владеет франшизой на оба этих бренда. Расширение, планируемое новыми владельцами позволит Burger King обогнать своего давнего конкурента - McDonald's - по количеству точек.

Сейчас у российского подразделения Burger King более 200 ресторанов быстрого питания, почти 70 из них сосредоточены в Москве. McDonald's по присутствию в нашей стране пока значительно опережает Buger King: сеть объединяет 430 ресторанов по всей России, только в столице их более 100. При этом стоит помнить, что Burger King вышел на российский рынок значительно позже. Первая точка Burger King открылась в Москве только в 2010 г., McDonald's к тому моменту проработал в России 20 лет.

Развитием российского подразделения Burger King занимается бизнесмен Александр Колобов, владелец "Шоколадницы" (400 кофеен), "Ваби Саби" (31 точка в России, 20 из них - в Москве) и других сетей. Колобов является совладельцем компании "Бургер Рус", которая обладает франшизой на открытие ресторанов Burger King в России. Ранее о планах агрессивной экспансии на российский рынок, особенно в регионах, заявляли и в материнской компании Burger King Worldwide Holdings, Inc.

Некоторые точки "Кофе Хауз" займет и "Шоколадница". Впрочем, такая рокировка не является стратегически важной для нового собственника. Кофейни "Шоколадницы" опережают рестораны "Кофе Хауз" по количеству точек как в Москве, так и в России в целом. Причем зачастую конкуренты располагаются друг напротив друга и занимать освободившиеся места для "Шоколадницы" было бы излишним. Поэтому "Шоколадница" переедет только в те места, где ее присутствие пока минимально.

Разговоры о продаже "Кофе Хауз" на рынке ходили давно. Бизнес предпринимателя Тимура Хайрутдинова стартовал 15 лет назад и был довольно успешным. Развивать сеть кофеен собственник пригласил менеджера из McDonald's Владислава Дудакова, который впоследствии стал совладельцем "Кофе Хауз".

Положение дел осложнилось в середине 2000-х, когда на рынок вышли "Шоколадница" и множество других компаний, рассчитывающих на высокую маржинальность бизнеса. В это же время "Кофе Хауз" пришлось значительно потратиться на строительство цеха по обжарке кофе, а в конце 2007 г. прибегнуть в крупному займу. Тогда в бизнес "Кофе Хауз" влились топ-менеджеры Экспобанка Кирилл Якубовский, Андрей Вдовин и Сергей Радченков (ставшие собственниками 49% компании).

Ряд банковских аналитиков утверждали, что продажа акций могла свидетельствовать о значительных долгах "Кофе Хауз", хотя соучредитель ЗАО Владислав Дудаков утверждал в прессе, что банкиры являются формальными держателями акций: они выступили залогом под крупный кредит, который банк предоставил сети кофеен. Размер кредита не уточнялся, как и то, выплачен ли он на данный момент. Однако, исключительное право на бренд к "Кофе Хауз" вернулось только этим летом: с 2011 г. товарный знак был в залоге у Экспобанка и у банка Barclays (в 2008 г. Кирилл Якубовский продал Экспобанк британскому Barclays за $745 млн).

Начиная с кризисного 2008 г. сеть "Кофе Хауз" регулярно фигурировала в новостных лентах, и не по самым позитивным поводам, - то компания неудачно экспериментировала с форматом самообслуживания, то теряла право продавать алкоголь, из-за чего несла убытки. Пресса сообщала, что в 2009 г. "Кофе Хауз" перешла в режим жесткой экономии: ряды менеджеров среднего звена стали чистить, а новые кофейни не открывались полгода.

Сейчас поглощающая "Кофе Хауз" "Шоколадница" выигрывает по количеству точек в Москве и Подмосковье. Тем не менее сам бренд "Кофе Хауз" эксперты оценивают как достаточно сильный. Но потребители едва ли заметят уход игрока: на рынке кофеен бешеная конкуренция, и поклонникам формата "Кофе Хауз" есть из чего выбрать.

Комментарий
70-80% финансового успеха предприятия общепита зависит от его локации, говорит гендиректор фонда "Лайф Франчайзинг" Дмитрий Дыльнов. При этом в Москве 80% прибыли обеспечивают меньше половины точек "Кофе Хауз", в основном, они располагаются в центре столицы.

Пока непонятно, как поведут себя представители "Шоколадницы" с владельцами франшиз "Кофе Хауз". Франчайзи "Кофе Хауз" работают в России и на Украине. Вероятнее всего, они присоединятся к динамично развивающейся семье "Шоколадницы", считает Дыльнов, поскольку это намного выгоднее, чем отвоевывать у новых владельцев возможность работать под вывеской "Кофе Хауз".