Контракт на сумму 5,4 млн евро, касающийся организации СП немецкой Rohde & Schwarz и Нижегородского научно-производственного объединения имени Фрунзе (ННПО им.Фрунзе, входит в госкорпорацию «Ростех») был подписан еще летом 2013 года. Сейчас партнеры запустили серийное производство. Сотрудничество предусматривало передачу технологии и организацию производства измерительной аппаратуры для радиоэлектронной и аэрокосмической отраслей России. К середине 2014 года была закуплена конструкторская документация и специализированное оборудование, нижегородцы обеспечили инфраструктуру и подготовили производственную площадку.
Как рассказали в КРЭТ, в рамках партнерства Rohde & Schwarz поставляет на ННПО им. Фрунзе комплекты крупноузловой сборки для последующего производства на их основе радиоизмерительной аппаратуры (РИА) с русифицированным пользовательским интерфейсом. Подробности проекта, ответственность сторон, объемы производства и классы производимой аппаратуры в концерне не раскрывают.
«Развитие направления РИА для нашей страны является стратегически важным, так как входит в число ключевых факторов развития радиоэлектронной промышленности, в частности таких ее направлений, как связь, навигация, телевидение, радиолокация, потребительская электроника», — сообщил генеральный директор КРЭТ Николай Колесов.
В будущем стороны намерены расширять сотрудничество. Следующими этапами партнерства КРЭТ и Rohde & Schwarz станут расширение номенклатуры продукции и дальнейшая локализация производства РИА на нижегородском предприятии. Партнеры подписали соответствующий меморандум о взаимопонимании.
Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов отмечает, что нижегородское ННПО им. Фрунзе стало первой в России площадкой по производству радиоизмерительного оборудования такого качества. «Для нас это прорыв, и этот проект важен со всех точек зрения. Речь идет прежде всего о гражданской продукции: потребителями этой аппаратуры могут стать радиокомпании и телекомпании, а также телекоммуникационные компании и участники рынка мобильной связи», — полагает эксперт.
Для аэрокосмической промышленности продукция созданного производства также будет востребована, так как существующая в России элементная база радиоэлектроники слаба, добавляет редактор журнала «Новости космонавтики» Игорь Афанасьев. «Ресурсы отечественных космических аппаратов не соответствуют требованиям, которые устанавливают предел ко времени их работы. Из-за слабости радиоэлектронной базы случаются отказы радиоаппаратуры. Высшее руководство страны об этом знает и поэтому поставило задачу наладить в России соответствующее производство», — добавил Игорь Афанасьев.
По его мнению, наличие собственной качественной радиоэлектронной базы позволит снизить количество происшествий с аппаратами российской космонавтики. В дальнейшем от крупноузловой сборки необходимо переходить к самостоятельному изготовлению узлов. «Основным потребителем продукции немецко-российского производства мог бы стать красноярский ИСС Решетникова, который является основным разработчиком и производителем спутников связи и навигации. Сейчас вся полезная радиоэлектронная нагрузка спутников закупается за рубежом, но ее нужно производить самим», — полагает Игорь Афанасьев.
Несмотря на то что продукция СП будет интересна российской радиоэлектронной промышленности, в существующих внешнеполитических условиях это очень высокорисковый проект, отмечает главный редактор отраслевого журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.
«Германия в текущей ситуации показала себя не очень надежным партнером России, потому что руководство страны подвержено давлению со стороны США. И хотя это, безусловно, востребованный проект, риски крайне высоки», — говорит эксперт. Действительно, Rohde & Schwarz уже закрыла все проекты в России, связанные с оборонным заказом, однако продолжение сотрудничества с немцами в гражданских отраслях позволяет надеяться на восстановление внешнеполитических деловых отношений, считает Руслан Пухов.