Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653
IV кв.'24
183
8 371

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Т-банк (Тинькофф)Росбанк
1 365

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 885,87  (-1,37%)
1 128,95  (+1,66%)
6 439,32  (-27,59%)
109 856,84  (+65,49%)
4 517,30  (+164,88%)
68,80  (+1,07%)
Источник Investfunds

Роман Троценко вновь интересуется аэропортом Кишинёва

19.07.2019, Mergers.ru

По данным газеты «Коммерсант», совладелец корпорации AEON Роман Троценко активизировал переговоры о получении контроля над международным аэропортом Кишинева, рассказали источники “Ъ” в отрасли. По их словам, представители господина Троценко встречались с представителями опального молдавского бизнесмена Илана Шора в конце июня—начале июля 2019 года.

Структуры господина Шора контролируют управляющую компанию аэропорта Avia Invest, сам бизнесмен — глава ее административного совета. Илан Шор, как считается, близок к олигарху Владимиру Плахотнюку, покинувшему Молдавию в июне после перехода власти от Демпартии к коалиции пророссийской Партии социалистов с проевропейским блоком Acum. Господин Шор, по словам собеседников “Ъ”, также уехал из страны.

Компания Avia Invest получила в концессию аэропорт Кишинева на 49 лет в ноябре 2013 года. По условиям договора компания должна инвестировать в развитие аэропорта €244,2 млн. и отчислять 1% от доходов в бюджет Молдавии.

На конец 2018 года концессионер вложил €87 млн. Пассажиропоток аэропорта в 2018 году составил 2,9 млн. человек, его генерируют трудовые мигранты из Молдавии в Европу и Россию, а также жители Западной Украины, желающие попасть в Россию.

По словам источников “Ъ”, в ходе переговоров стороны пытались договориться о передаче прав управления аэропортом. Представители собственника Avia Invest хотят за актив около $200 млн., потенциальный покупатель считает цену завышенной. Кроме того, в текущей политической ситуации у сторон «нет понимания безопасности инвестиций». Роман Троценко уже интересовался этим активом в 2013 году и 2015–2016 годах.

В начале июля 2019 года президент Молдавии Игорь Додон заявил телеканалу TV8, что к нему за консультацией обращались потенциальные российские инвесторы, которые вели переговоры с Иланом Шором.

Господин Додон утверждает, что посоветовал россиянам не покупать актив у людей, связанных с бывшей молдавской властью, так как «это государственное имущество», а нынешний договор с Avia Invest может быть расторгнут. В связи с политической ситуацией в Молдавии будущее аэропорта прояснится не ранее осени 2019 года, считают собеседники “Ъ”.

Комментарий

Источник “Ъ” в аэропортовом бизнесе считает, что гипотетически весь комплекс аэропорта Кишинева, включая пассажирский и грузовой терминалы, может стоить $200 млн. Он отмечает, что с учетом отъезда Владимира Плахотнюка и возбужденного в отношении господина Шора в Молдавии уголовного дела в переговорах по кишиневскому аэропорту «сложился рынок покупателя».

По его словам, сегодня Роман Троценко — едва ли не единственный возможный претендент на аэропорт, поскольку с учетом всех рисков «он единственный, кому интересны аэропортовые активы на территории бывшего СНГ и кто в состоянии за них платить».

Старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко считает цену в $200 млн. слишком высокой.

«В проекте, скорее всего, не предусмотрено софинансирование государства в развитие аэродромной инфраструктуры. К тому же аэровокзал через несколько лет достигнет предела пропускной способности.

Капиталовложения в него приведут либо к снижению нормы прибыли, либо к увеличению аэропортовых сборов, что скажется на пассажиропотоке — сегодня значительную часть пассажиров аэропорта перевозят лоукостеры»,— говорит эксперт.

В целом Андрей Крамаренко считает актив привлекательным: «В аэропорту продолжается бум лоукостеров. К 2022–2023 году пассажиропоток может достигнуть 5 млн. человек».