После того как в прошлом году предприниматель Иван Микоян выиграл аукцион по приватизации «Ванинского порта», но платить отказался, организаторы торгов решили подстраховаться.
28 сентября «ВТБ Капитал», назначенный организатором приватизации 55% «Ванинского морского торгового порта», сообщил, что тендер состоится 7 декабря, заявку на участие претенденты должны подать до 29 ноября включительно. Для допуска к участию в тендере нужно пройти квалификационный отбор, результаты его будут объявлены 5 декабря. В числе прочего претенденты обязаны получить согласие на сделку от «Федеральной антимонопольной службы» (ФАС) и в случае необходимости правкомиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций, а также безотзывную банковскую гарантию в пользу государства на 3 млрд руб.
Пока лишь шесть компаний имеют действующие одобрения ФАС: UCL Holding Владимира Лисина, «Мечел» Игоря Зюзина (через «Мечел-Транс»), En+ Group Олега Дерипаски (в лице фирмы «Эн+ Порт»), «УВЗ-Логистик» (структура государственного «Уралвагонзавода»), а также принадлежащий Анатолию Скурову холдинг «Сибуглемет» вместе с подконтрольной ему компанией «Междуречье».
«Мы будем участвовать и настроены на победу в тендере, — заявил представитель En+ (структуре En+ Logistics уже принадлежит около 28% Ванино). — Порт Ванино для нас стратегически важный актив». «Группа UCL Port (стивидорный дивизион UCL Holding Владимира Лисина) заинтересована в приобретении контрольного пакета порта Ванино и при проведении приватизации намерена участвовать в тендере», — подтвердили в компании. Оба претендента готовы предоставить банковскую гарантию на озвученную сумму.
«Мы не отказываемся от участия в тендере, но пока не определились, каким образом будем претендовать на актив: совместно с «Мечелом» и «Сибуглеметом» или в одиночку», — сообщил гендиректор «УВЗ-Логистик» Дмитрий Еремеев. «Сибуглемет» уже сейчас является одним из ключевых клиентов Ванино, поэтому вполне вероятно, что «Мечел» и «УВЗ-Логистик» станут младшими партнерами в планируемом консорциуме.
В прошлый раз «Сибуглемет» боролся за Ванино до последнего и лишь немногим уступил победителю — «Сэлтехстрою» Ивана Микояна. Последний предложил за актив сенсационные 10,8 млрд руб. при стартовой цене 934 млн руб., но оплатить покупку не смог. Росимущество оставило за собой залог компании в размере 93,4 млн руб., а также отвоевало в суде 75,4 млн руб. компенсации за срыв аукциона.
Стартовая цена в новом аукционе будет определена к 29 октября, причем «ВТБ Капитал» оставляет за собой право пересмотреть ее в любое время до тендера (при приватизации «Апатита», например, размер банковской гарантии составлял 100% минимальной цены госпакета). Гарантия — это ценз. Если претендент серьезно настроен, получить банковскую гарантию ему не составит труда.
Открытое акционерное общество «Ванинский морской торговый порт» — крупнейшая в Хабаровском крае стивидорная компания, предоставляющая погрузочно-разгрузочные и сопутствующие транспортно-экспедиционные услуги. Предприятие является правопреемником основанного в 1943 году одноименного морского порта. Основной владелец компании в настоящее время – государство (55% акций).
Ванинский порт — транспортный узел, связывающий воедино железнодорожный, морской и автомобильный пути сообщения. Через Ванино поставляются грузы в северо-восточные регионы России, Японию, Южную Корею, Китай, Австралию, США и другие страны АТР. Выгодное географическое расположение порта открывает ближайший выход к морю грузам, идущим с Запада по Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожным магистралям.
Инфраструктуру порта образуют шестнадцать причалов, открытые и закрытые склады, оснащенные портовыми сооружениями и объектами, крановым оборудованием и перегрузочной техникой. Глубины у причалов и технические средства позволяют принимать и обрабатывать суда дедвейтом до 45 000 тонн.
В состав стивидорной компании наряду с универсальными причалами входят специализированные терминалы: паромный, контейнерный и глиноземный, а также портовый флот, выполняющий швартовые операции, перевозку пассажиров, снабжение судов водой.