«Роснефть» пересмотрела свои планы относительно инвестирования в киргизский аэропорт «Манас». Российская компания пошла на это после того, как в стране прошли митинги против продажи России около 50% доли аэропорта.
«Ко мне вчера заходил президент аэропорта «Манас» и рассказал об этом. Оказывается, его приглашал в Москву глава «Роснефти» Игорь Сечин и прямо сказал: «Мы еще не начали, а вы уже подняли шум. Так ведь нельзя работать. Не надо нам ваших 50% и даже 51%, сами ищите другого инвестора», — рассказал президент Киргизии Алмазбек Атамбаев.
В феврале Сечин и первый вице-премьер Киргизии Джоомарт Оторбаев подписали меморандум, по которому «Роснефть» получила право выкупить не менее 51% акций в ОАО «Международный аэропорт «Манас». «Чтобы аэропорт развивался, нужен дешевый керосин, и дать его может только «Роснефть», это надо понимать. Кто не может этого понять, тот хочет поставить крест на нашем аэропорте», — объяснял в марте Атамбаев. Сейчас в «Манасе» размещаются американские военные (центра транзитных перевозок), которые в июле 2014 г. должны покинуть аэропорт. Ежегодно США платят Киргизии $60 млн.
В пресс-релизе госкомпании отмечалось, что она рассмотрит «возможность осуществления целевых инвестиций в аэропорт «Манас», которые будут направлены на создание крупного международного авиалогистического хаба». Инвестиции госкомпании на выкуп акций «Манаса» и реализацию совместных проектов оценивались в $1 млрд.
В начале года «Роснефть» также договорилась о покупке 100% «Бишкекской нефтяной компании» (владеет сетью АЗС и нефтебазой) и 50% ТЗК в городе Оше.
«Роснефть» – лидер российской нефтяной отрасли и одна из крупнейших публичных нефтегазовых компаний мира. Основными видами деятельности «Роснефти» являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и продукции нефтехимии, а также сбыт произведенной продукции. В структуру компании входит 17 добывающих, 16 перерабатывающих, 7 сервисных и более 40 сбытовых предприятий.
География деятельности «Роснефти» в секторе разведки и добычи охватывает все основные нефтегазоносные провинции России: Западную Сибирь, Южную и Центральную Россию, Тимано-Печору, Восточную Сибирь, Дальний Восток, шельф Арктических морей. Компания также реализует проекты в Казахстане, Алжире, Венесуэле и ОАЭ. Семь крупных НПЗ «Роснефти» распределены по территории России от побережья Черного моря до Дальнего Востока, а сбытовая сеть охватывает 41 регион страны. «Роснефти» принадлежит также 50% компании Ruhr Oel GmbH, владеющей долями в 4 НПЗ на территории Германии.
Основное конкурентное преимущество «Роснефти» – размер и качество ее ресурсной базы. Компания располагает 22,8 млрд барр. н. э. доказанных запасов, что является одним из лучших показателей среди публичных нефтегазовых компаний мира.
В ОАО «Международный аэропорт «Манас» (79,1% у государства, 8,5% у социального фонда, остальное у юридических и физических лиц) входят четыре международных аэропорта — «Манас», «Ош», «Иссык-Куль», «Каракол» — и семь региональных.
Аэропорт в Оше самый крупный в Киргизии (пассажиропоток в 2012 г. — 840 000 чел., потребление авиатоплива — 17 000 т, а после модернизации ВПП ожидается рост до 25 000 т).
Будет ли закрыта эта сделка, неизвестно. Киргизский нефтепродуктовый рынок мал и не будет высокодоходным для «Роснефти», даже если сделка все же закроется, говорит аналитик «Уралсиб кэпитал» Алексей Кокин.
Политолог Алексей Макаркин считает, что приостановка вхождения «Роснефти» на киргизский рынок может объясняться политическими причинами. Киргизия до сих пор не вступила в Таможенный союз, страна не поддержала Россию при обсуждении резолюции ООН по Украине, перечисляет он. В то же время Россия заинтересована занять место США в «Манасе».