По данным газеты «Коммерсантъ», подконтрольный Госкорпорации «Ростехнологии» «Ижмаш» стал владельцем 24,7% акций «ИжАвто». Продавцом ценных бумаг могла выступить самарская группа СОК. Группе СОК эта сделка позволит дистанцироваться от одного из самых проблемных активов в автопроме, гендиректору «ИжАвто» Михаилу Добындо — сохранить свое место, а «Ростехнологиям» как представителю государства заняться долговыми и социальными проблемами автозавода. Напомним, что «Ростехнологии» вместе с АвтоВАЗ еще до кризиса обсуждали возможность покупки «ИжАвто».
У гендиректора «ИжАвто» Михаила Добындо сейчас конфликт с группой СОК: 20 ноября этого года на совете директоров группа инициировала избрание нового гендиректора «ИжАвто», однако господин Добындо оспорил это в Арбитражном суде Удмуртии. Конфликт по-прежнему не исчерпан. Суд должен вынести свое решение 22 декабря, до этого времени решение совета директоров «ИжАвто» о смене гендиректора отменено. Если СОК уйдет с «ИжАвто», господин Добындо сможет остаться гендиректором завода, договорившись об этом с Госкорпорацией «Ростехнологии».
Строительство завода «ИжАвто» в городе Ижевске – столице Удмуртской Республики, началось в 1965 году при поддержке Дмитрия Фёдоровича Устинова, бывшего в то время министром оборонной промышленности страны. Первый автомобиль ижевского производства сошёл с конвейера 12 декабря 1966 года — это был «Москвич-408». Все детали и комплектующие автомобиля поставлялись заводом «АЗЛК». С 1967 по 1971 год в строй вводились собственные производственные линии: прессовые и сварочные, установки для окраски кузова, линии конвейеров. Основные достижения и новые разработки датировались как раз началом семидесятых годов.
В дальнейшем наблюдался застой и спад производства вплоть до 2000 года, в котором произошла смена руководства и юридического статуса, после чего объёмы производства выросли и до 2008 года держались относительно стабильно. В августе 2005 года производство собственных моделей «Иж» (за исключением «ИЖ-27175» (фургон на базе «ИЖ 2126»)) прекращено, в декабре прекращено производство «ВАЗ-2106». Началась промышленная сборка автомобиля Spectra корейской компании KIA Motors Corporation. С 2006 начат выпуск новой KIA Rio. В 2007 году продолжался выпуск «ВАЗ-21043», была запущена сборка KIA Sorento, собирался «Иж—27175».
В начале 2009 года в результате спада сбыта, вызванного экономическим кризисом, на заводе сложилась крайне тяжёлая ситуация. По состоянию на конец марта завод работал три дня в неделю по шесть часов, но руководство заявляло о возможной полной остановке производства и сокращении 90% сотрудников. В мае 2009 года производство на предприятии было остановлено. В августе этого же года компания подала в Арбитражный суд Удмуртской Республики заявление о собственном банкротстве. В начале сентября 2009 года суд ввел на автозаводе процедуру внешнего наблюдения.
Зачем госкорпорации столь небольшая доля в «ИжАвто», сейчас, ни аналитики, ни ее партнеры предположить не берутся. Один из них лишь предположил, что «Ростехнологии» через «Ижмаш» в итоге все равно доведут свою долю в «ИжАвто» до контрольной.