«Ростелеком» готовится купить оператора связи «Авантел», обслуживающего корпоративных клиентов. Это следует из материалов Федеральной антимонопольной службы, которая в конце декабря прошлого года разрешила «Башинформсвязи» («дочка» «Ростелекома») купить 100% оператора.
По собственным данным, «Авантел» работает в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Екатеринбурге и еще восьми российских городах. Среди 11 000 клиентов, о которых говорится на сайте компании, – Бинбанк, банк «Открытие», сеть аптек «36,6», Mail.ru Group и др.
По данным базы СПАРК, в 2016 г. выручка «Авантела» составила 1,22 млрд. руб. – рост к 2015 г. составил 6,8%. По данным ЕГРЮЛ, компанией владеют Данил Слободской, Олег Маслов и Валентин Мерзликин.
Стоимость группы «Авантел» колеблется от 2,5 млрд. до 3 млрд. руб., оценивает вице-президент инвестиционной компании «Совлинк» Иван Пешков.
По его расчетам, консолидированная выручка «Авантела» и его дочернего оператора «Тайм лайн» в 2017 г. может достичь 1,5 млрд. руб., если оператор сохранит темп роста выручки (в 2016 г. она выросла год к году на 7%).
Приблизительная рентабельность по EBITDA оператора может составлять 30%, что близко к 420 млн. руб., подсчитывает Пешков. Операторы со схожим бизнесом сейчас оцениваются в 1,6–2 годовых выручки, или 5–6,5 EBITDA, знает Пешков, но придерживаться стоит верхней границы.
Причины – синергия с бизнесом «Ростелекома» и то обстоятельство, что «Авантел» является вторым после «Ростелекома» игроком корпоративного рынка Новосибирска – третьего по численности населения города страны, уверен Пешков.
Без учета долга компания может оцениваться в две годовые выручки, соглашаются бывший топ-менеджер оператора-конкурента и гендиректор «Искрателекома» Алхас Мирзабеков. По мнению последнего, без учета долга «Авантел» может стоить около 2,5 млрд. руб.
Основной актив компании – лицензии на работу в регионах России, сети связи и подключенные к ним корпоративные клиенты, отмечает Мирзабеков. Это большое преимущество при обслуживании организаций, офисы которых находятся в нескольких регионах, отмечает он.
По предварительным данным «ТМТ консалтинга», российский рынок проводной связи для бизнеса (телефония, доступ в интернет, виртуальные частные сети и аренда каналов связи) в 2017 г. достиг 158 млрд. руб. Это на 2,3% меньше, чем в 2016 г. Львиную долю рынка (около 42%) занимал «Ростелеком», еще по 10% приходилось на «Вымпелком» и МТС.
Покупка «Авантела» увеличит долю «Ростелекома» на 0,5–0,8%, однако на падающем рынке это существенно, рассуждает аналитик «ТМТ консалтинга» Кирилл Татусь. Тем более что «Авантел» работает в городах, где возможности роста исчерпаны и нельзя рассчитывать на большой приток новых клиентов. Основным рынком «Авантела» Татусь назвал Москву и Новосибирск.
Объем московского рынка он оценить затруднился. По предварительным данным Telecom Daily, в 2017 г. столичный рынок фиксированной бизнес-связи составил около 46 млрд. руб. – на Москву пришлась почти треть выручки от обслуживания российских корпоративных клиентов.
В эту сумму входят и контракты федерального масштаба, которые предполагают обслуживание филиалов крупных компаний в регионах России, объясняет гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Региональные сети «Авантела» способны повысить привлекательность «Ростелекома» для таких заказчиков.
Кусков отмечает, что «Ростелеком» усиливает присутствие как в корпоративном сегменте, так и в сегменте услуг для госорганов. За январь – сентябрь 2017 г. он заработал на услугах фиксированной связи 76,2 млрд. руб., что на 3,6% больше прошлогоднего итога, говорится в отчетности «Ростелекома». Но пропорций он не раскрывает.