Структура ОК «Русал» Dayson Holdings Ltd (Британские Виргинские острова) обратилась в Лондонский международный арбитражный суд (LCIA) c иском к правительству Нигерии относительно
возможной экспроприации 77,5% акций Aluminum Smelter Co of Nigeria (Alscon, штат Аква-Ибом). В иске, поданном 7 августа Dayson опасается, что решение Верховного суда Нигерии от 6 июля, по которому власти страны обязаны продать 77,5% акций Alscon американской BFI Group Corporation (BFIG), может нарушить права структуры «Русала» на эти бумаги. Решение нигерийского суда в иске Dayson названо «дамокловым мечом, нависшим над законными правами истца».
BFIG и Dayson претендовали на 77,5% акций Alscon в ходе приватизационного конкурса летом 2004 года. BFIG предложила за бумаги $410 млн, структура «Русала» — $250 млн. BFIG была признана победителем конкурса, но сделка так и не состоялась, и в 2006 году правительство Нигерии продало 77,5% акций Alscon структуре «Русала». В начале 2008 года Dayson увеличила долю в нигерийском предприятии до 85%, выкупив 7,5% акций у немецкой Ferrostaal AG (сумма сделки не раскрывалась), оставшиеся бумаги по-прежнему принадлежат правительству африканской страны.
BFIG доказывала свое право на акции Alscon с осени 2004 года в судах Нигерии и США. Американский суд рассматривать иск отказался, а нигерийские отклонили его в двух инстанциях (в конце 2005-го и в апреле 2007 года). Но Верховный суд Нигерии встал на сторону BFIG.
В иске Dayson в LCIA отмечается, что правительство Нигерии не информировало компанию о ходе судебных разбирательств с BFIG и о принятом решении Верховного суда структура «Русала» «с удивлением узнала из СМИ». В итоге Dayson просит Лондонский арбитраж запретить правительству Нигерии «предпринимать шаги по исполнению решения» Верховного суда страны, либо назначить истцу компенсацию, которая с процентами должна покрыть все затраты структуры «Русала», связанные с заводом. Возможная сумма компенсации в иске не указана, в «Русале» ее не уточняют.
Как утверждают адвокаты «Русала», компания BFI Group не зарегистрирована ни в США, ни в Нигерии. Они предполагают, что претендентом на завод может быть калифорнийская BFI Group Divino, которая судилась за акции Alscon в США.
От имени BFIG с заявлениями в СМИ выступал калифорниец нигерийского происхождения Рубен Джаджа, представлявшийся главой BFI Group Corporation of America — «консорциума нескольких американских компаний». Господин Джаджа в своих заявлениях обвинял «Русал» в мошенничестве и сговоре с властями Нигерии. В то же время, сам господин Джаджа в 2004 году фигурировал в деле о мошенничестве.
Нигерийский завод Alscon был впервые запущен в 1997 году, его работа была остановлена в 2000 году. Rusal приобрел 77,5% акций Alscon в феврале 2007 года, модернизировал завод и в 2008 году начал эксплуатировать.
В 2008 году Rusal выкупила у германской Ferrostaal AG 7,5% акций Alscon, доведя свою долю до 85%. Правительству Нигерии принадлежит 15% компании. Верховный суд Нигерии 6 июля признал, что компания Bancorp Financial Investment Group (BFIG), которая в 2004 году выиграла конкурс на покупку Alscon, но затем была дисквалифицирована за невыполнение условий, имеет действующий контракт, предъявив более выгодное предложение о покупке завода, которое было сделано до того, как завод в 2007 году был продан UC Rusal. Ответчиком по данному иску выступало Агентство по приватизации Нигерии. BFIG несколько лет безуспешно пыталась оспорить легитимность соглашения Rusal с правительством Нигерии, подозревая, что сделка носила коррупционный характер.
По итогам 2011 года Alscon снизил производство первичного алюминия на 15%, до 15 тыс. тонн, при этом проектная мощность составляет 193 тыс. тонн алюминия в год. На предприятии работает 785 человек.
Себестоимость производства алюминия на заводе Alscon выше рыночных цен, что делает предприятие убыточным. Кроме того, ранее Rusal сообщала, что из-за постоянных перебоев с поставками газа завод не может выти на заявленную проектную мощность. При заключении в 2007 году соглашения с правительством Нигерии власти страны взяли на себя обязательства по обеспечению бесперебойного газоснабжения предприятия, однако проблема не была решена, отмечал Rusal.