В послании к Федеральному собранию 3 декабря Путин поручил создать проектный офис по сопровождению крупных экономических проектов — в частности, для поддержки «российских частных компаний в сфере электронной торговли, чтобы российские товары поставлялись через интернет во все страны мира».
Президент тогда не конкретизировал, о каких товарах идет речь и в чем именно будет заключаться господдержка.
Опрашиваемые РБК отраслевые предприниматели отвечали, что не поняли, о каких проектах идет речь. Например, гендиректор госкорпорации «Ростех», на сайте которой написано, что она содействует экспорту высокотехнологичной продукции, Сергей Чемезов предположил, что, «возможно, речь идет о помощи малому бизнесу, который сам не в состоянии продвигать свою продукцию».
Спустя месяц стало известно об одном из претендентов на создание похожей на описание онлайн-площадки.
Письмо с предложением «создать внутреннюю инфраструктуру электронной торговли», которая должна позволить «любому производителю качественной продукции» из России «выйти на мировые рынки», «найти своего клиента» и «конкурировать в любой точке мира», было направлено президенту гендиректором Тувинской энергетической промышленной корпорации Русланом Байсаровым в декабре 2015-го. На письме Байсарова стоит виза президента от 10 декабря: «Рассмотреть и поддержать».
После этого письмо поступило в аппарат премьер-министра Дмитрия Медведева, и во второй половине декабря заместитель предправительства Аркадий Дворкович распорядился «обеспечить выполнение указания президента от 10 декабря». Поручение было передано в адрес трех ведомств — Минэкономразвития, Минфина и Минкомсвязи.
Представитель Дворковича Алия Самигуллина и помощник министра экономического развития Елена Лашкина подтвердили факт получения письма и сопутствующих документов.
«Мы работаем по этому обращению. Предприниматель не просит конкретных льгот и преференций, но просит поддержать. Мы обсуждаем, как это сделать», — уточнил источник РБК в Минэкономразвития.
Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Михаил Евраев говорит, что министерство участвует в обсуждении нового проекта:
«Мы предложили для создания инфраструктуры электронной торговли рассматривать возможности ФГУП «Почта России» для продвижения российских товаров на мировые рынки.
Почта обладает крупнейшей и самой разветвленной логистической сетью в стране. Сегодня на предприятии уже запущена интернет-площадка, и мы рассматриваем этот проект как один из наиболее значимых проектов почты».
Минкомсвязь предлагает упростить процедуры экспорта отечественной продукции, добавил он.
Источник в правительстве не исключает, что Байсаров продвигает «какую-то уже существующую у него платформу».
Пресс-секретарь Тувинской энергетической промышленной корпорации (ТЭПК) Яна Макаренцева отказалась комментировать письмо Путину, так как в компании «не готовы в настоящий момент разглашать детали предполагаемого проекта». На вопрос, идет ли речь о создании новой компании, Макаренцева сообщила, что «решение не принято».
Срок исполнения поручения президента по электронной торговле — до 1 июля 2016-го. По словам Лашкиной, планируется создание рабочей группы, доклад будет направлен в правительство до 1 июня.
Чем владеет будущий интернет-продавец.
Журнал Forbes отмечал, что в начале 1990-х Руслан Байсаров торговал товарами народного потребления. Но с тех пор он не был замечен в связи с потребительскими рынками.
Байсаров владеет Тувинской энергетической промышленной корпорацией (ТЭПК), которой принадлежит лицензия на разработку Элегестского угольного месторождения. Основной инфраструктурный проект ТЭПК — строительство железнодорожной ветки Элегест — Кызыл — Курагино, которое планировали начать еще в 2011 году.
На Петербургском экономическом форуме в 2015-м Байсаров обещал начать строительство до конца года. Для этого в августе он выкупил у миллиардера Геннадия Тимченко блок-пакет (25% + одна акция) строительной корпорации «Мост», возводившей мост на остров Русский к саммиту АТЭС.
В 2014 году Байсаров пытался выкупить 74,1% в крупнейшем на тот момент подрядчике «Газпрома» — «Стройгазконсалтинге» Зияда Манасира; представитель ТЭПК тогда уверял, что сумма сделки составит $4,8 млрд. Но сделку так и не закрыли: весной 2015-го «Стройгазконсалтинг» был выкуплен Газпромбанком и фондом UCP под управлением Ильи Щербовича.
Состояние Байсарова, по данным Forbes, составляет $0,9 млрд.
В 2009 году, комментируя конфликт Руслана Байсарова и Кристины Орбакайте из-за того, с кем будет жить их общий сын, президент Чечни Рамзан Кадыров сказал: «Байсаров — мой друг и товарищ. Это образованный, интеллигентный человек. Он джентльмен».
Alibaba по-русски.
К письму Байсарова президенту прилагается 9-страничная презентация будущего проекта под названием «Возможности развития бизнеса в России, СНГ и других странах».
Из нее следует, что создаваемые интернет-площадки должны будут «охватывать все ключевые рынки мира» и торговать не только со странами СНГ, но и за пределами содружества, например с Китаем, Ираном, Саудовской Аравией, ОАЭ.
Вокруг проекта также планируется «создание логистических компаний в каждом регионе России и необходимой инфраструктуры для сокращения срока доставки товара в любую точку мира и автоматизация таможни», развитие «электронных систем расчетов и платежей» и облачных сервисов в «регионах с избытком энергии» для обработки и хранения данных, следует из презентации.
В презентации не указано, какими именно товарами собрался торговать Байсаров. Собеседники РБК в министерствах уточняют, что речь идет «обо всем», ничего более конкретного они не слышали.
22 января 2016 года, в Минэкономразвития состоялось совещание по развитию экспорта, приуроченное к поручению президента, рассказывали РБК несколько его участников, там был замечен и представитель ТЭПК — начальник отдела финансов и аналитики компании Андрей Жучков.
Обсуждались существующие проблемы экспорта, процедуры таможенного оформления, проблема возврата НДС, рассказал РБК присутствовавший там руководитель направления e-commerce в Институте развития интернета (ИРИ) и Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Иван Кургузов.
«Сейчас серьезно стоит вопрос о выходе на экспорт в тех категориях, где российская продукция может быть конкурентоспособной, в первую очередь в продовольствии, легкой промышленности», — рассказывал в декабре омбудсмен в сфере регулирования торговой деятельности Андрей Даниленко.
Сегодня востребованности российской продукции добавляет девальвация рубля, отмечает он, поэтому необходимо воспользоваться моментом и поддерживать бизнес, который имеет приоритетные шансы в ближайшие годы стать экспортно ориентированным.
Cоветник президента по интернету Герман Клименко не видит проблемы в том, что человек, не имеющий опыта в электронной коммерции, претендует на такой проект.
«Когда в интернет-бизнес пришел Алишер Усманов, все поначалу громко смеялись, но сейчас очевидно, что ни к Mail.ru Group, ни к «Вконтакте», ни к «МегаФону» с точки зрения их управления, вопросов нет», — рассуждает Клименко.
Клименко считает, что нынешнее законодательство «просто не позволяет экспортировать товары за рубеж» и нуждается в изменениях.
В России существует огромное количество производителей, продукцию которых можно экспортировать за границу, и она будет востребована там, уверен управляющий партнер интернет-магазина «220 Вольт» и президент Ассоциации компаний электронной торговли (АКИТ) Алексей Федоров.
За рубежом может быть востребована российская дизайнерская одежда, алкогольные напитки, мёд, считает Федоров.
«Для меня не имеет никакой разницы, кто будет заниматься развитием экспорта, ведь вопрос не в создании площадки как таковой, а в законодательном упрощении режима возврата НДС», — уверен Федоров.
Среди российских товаров, которые могут быть популярны за рубежом, — российские кондитерские изделия, алкоголь, меха, одежда, мебель, рассказывал гендиректор группы компаний «Обувь России» Антон Титов.
Что экспортирует Россия.
За 9 месяцев 2015 года объем товарного экспорта России составил около $273,4 млн в страны дальнего зарубежья и порядка $41 млн — в страны СНГ, следует из данных ФТС. Основой российского экспорта в январе-ноябре 2015-го традиционно стали топливно-энергетические товары, удельный вес которых в структуре экспорта в дальнее зарубежье составил около 67%, в страны СНГ — порядка 40%.
Россия, помимо углеводородов, является крупным экспортером металлургической продукции — на эту статью поставок за рубеж пришлось около 10% в общем объеме. Доля экспорта машин и оборудования в структуре поставок в страны дальнего зарубежье составила за 9 месяцев прошлого года 5,5%, в СНГ — порядка 16%.
При этом, например, текстильные изделия и обувь — это лишь 0,1% экспорта.