По данным газеты «Коммерсант», в руководстве Башкирской содовой компании (БСК) отреагировали на инициативу группы активистов провести деприватизацию предприятия.
Заместитель генерального директора БСК Марина Бортова заявила, что «в условиях тенденции роста и развития в стране рыночной экономики идея о деприватизации одного из крупнейших предприятий региона звучит странно».
«БСК платит в федеральную и местную казну миллиарды рублей налогов и дивидендов каждый год. Кроме того, процесс деприватизации невозможен с юридической точки зрения»,— сказала она.
Таким образом госпожа Бортова отреагировала на обращение незарегистрированной организации «Сохраним шиханы Торатау и Юрактау», накануне отправленное почтой главе республики Рустэму Хамитову.
Обращение было принято 27 августа 2018 года на собрании, в котором участвовали шесть членов правления, рассказал один из активистов Динар Зайнуллин. Оно подписано председателем совета организации — жителем села Урман-Бишкадак Ишимбайского района республики Абдрахманом Валидовым.
В письме активисты, выступающие против начала промышленной разработки горы Торатау (Тратау), предложили господину Хамитову пересмотреть сделку 2013 года, в результате которой произошла реорганизация предприятий «Каустик» и «Сода» и была создана Башкирская содовая компания.
До слияния у правительства Башкирии был 61,65% акций АО «Сода». В объединенной компании республика получила 38%, а 62% акций оказалось у «Башкирской химии».
Общественники отмечают, что намерены создать инициативную группу «для процесса пересмотра сделки», при этом признают, что их усилий недостаточно и просят главу региона «проявить политическую волю».
«Вы смогли добиться возврата “Башнефти” в госсобственность. Тогда вы называли этот процесс высшей справедливостью. Считаем, что и сейчас эти слова можно применить к сложившейся ситуации»,— отмечают авторы письма.
БСК несколько лет выступает за снятие статуса памятника природы республиканского значения с горы-шихана Тратау, расположенной вблизи комбината. По мнению представителей компании, шихан — единственное месторождение, способное обеспечить завод сырьем необходимого объема и качества.
БСК столкнется с сырьевой проблемой после 2021 года, прогнозируют в компании. Глава Башкирии Рустэм Хамитов ранее неоднократно заявлял, что снять охранный статус с объекта не позволяет закон.
Политолог Сергей Маркелов отмечает, что обращение общественников сделано с целью «уколоть» Рустэма Хамитова.
«Такие вопросы решаются не на уровне губернатора. Сделка по слиянию “Соды” и “Каустика” была предметом договоренностей на федеральном уровне,— отмечает он.— Конечно, никакой деприватизации не будет. Наивно думать, что глава региона пойдет по пути, предложенному общественниками».
Политолог Дмитрий Михайличенко согласен, что «в такой ситуации не стоит ждать публичных действий от главы республики».
«Он может поддержать это, только если будут основания для деприватизации. Но для этого надо, чтобы следственные органы провели расследование и нашли нарушения, допущенные во время той сделки»,— отмечает он.
«Для деприватизации любого предприятия нужны серьезные основания, ставящие под сомнение права действующего собственника компании,— отмечает адвокат адвокатского бюро “Дмитрий Матвеев и партнеры” Наталья Щербакова.
— Насколько я могу судить, в случае с БСК такие основания никогда не приводились, вопрос законности сделки по реорганизации влившихся в содовую компанию предприятий не ставился. В этих обстоятельствах идея деприватизации не имеет никаких перспектив».