«О2О Холдинг» — СП VK (бывшая Mail.ru Group) и Сбербанка — 16 февраля приобрел 100% ООО «Пройл Бизнес», управляющего сервисом Proil, обнаружил “Коммерсант” в базе «СПАРК-Интерфакс». Сервис предоставлял услуги по выездной заправке автомобилей для частных и корпоративных клиентов. По информации из соцсетей Proil, он прекратил работу в середине 2020 года. Само юрлицо учреждено в 2017 году и в равных долях принадлежало Леону Кухилаве и Дмитрию Главацкому.
В VK и Сбербанке переадресовали запрос издания в «Ситимобил» (объединяет одноименный агрегатор такси, «Ситидрайв» и сервис аренды электросамокатов). Представитель «Ситимобила» подтвердил факт сделки, не раскрыв ее сумму:
«Компания приобретена преимущественно для обслуживания каршеринга "Ситидрайв", так как постоянно растущий парк сервиса требует новых решений по оптимизации процессов заправки и затрат на топливо».
У Proil есть собственный парк автомобилей-заправщиков, добавил он.
Именно бензовозы с разрешительной документацией могут быть интересны покупателю сервиса, считает сооснователь YouDrive Борис Голиков. По его оценкам, сделка могла обойтись совместному предприятию примерно в 50 млн руб.
Господин Голиков вместе с партнерами развивает свой сервис мобильных заправок Pump с 2016 года, сейчас его услугами пользуется и «Ситидрайв». Аналогичные проекты есть у «Яндекс.Драйва», выкупившего в 2018 году компанию «Топливо в бак», и у «Делимобиля», который вначале инвестировал, а затем приобрел целиком в 2021 году похожий сервис «Пролив+».
Мобильная заправка — удобная опция для клиента, которому не надо самостоятельно заправлять каршеринговый автомобиль, поясняет аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов.
«На автомобиль устанавливается телематика, и оператор каршеринга понимает, у какого автомобиля не хватает топлива. Так достигается оптимизация использования автопарка»,— объясняет он. В рамках сделки покупателей, вероятно, заинтересовало программное обеспечение, полагает аналитик.
Оборот рынка каршеринга по итогам 2021 года достиг 41 млрд руб., что больше на 82% год к году, говорится в исследовании «ТИАР-Центра» и Российской ассоциации электронных коммуникаций. По данным аналитиков, в прошлом году лидирующие позиции на рынке были у «Делимобиля», «Яндекс.Драйва», BelkaCar, которые вышли на положительный показатель EBITDA.
Собеседник “Ъ” на рынке говорит, что наличие собственной инфраструктуры для заправки и ремонта автомобилей стало ключевым элементом для участников рынка. «Машин очень много, подрядчиков и специалистов для их обслуживания не хватает»,— отмечает он.
Наличие своего сервиса может повысить маржинальность бизнеса и снизить зависимость от сторонних поставщиков услуги, продолжает Владимир Беспалов.
Услугу также можно интегрировать в суперапп, например приложение «Ситимобила», чтобы им могли воспользоваться и другие автовладельцы, не исключает эксперт. Борис Голиков говорит, что Pump, создаваемый исходно для b2b-клиентов, сейчас активнее развивает услуги для физических лиц, так как каршеринг — очень низкомаржинальный клиент.