Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653
IV кв.'24
183
8 371

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Т-банк (Тинькофф)Росбанк
1 365

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 870,16  (-26,60%)
1 119,71  (-10,38%)
6 466,91  (+96,74%)
111 232,19  (-4 656,57%)
4 595,28  (-143,58%)
67,73  (+0,06%)
Источник Investfunds

Санкции против российского ТЭКа не смогли отпугнуть всех западных инвесторов

Санкции против российского ТЭКа не смогли отпугнуть всех западных инвесторов. Как стало известно "Ъ", "Роснефть" сумела найти стратегического партнера для разработки крупного месторождения в Восточной Сибири. Долю в проекте покупает ключевой частный акционер госкомпании британская ВР, которая получит около 20% в "Таас-Юрях Нефтегазодобыче".

Эксперты объясняют необычный в текущих политических условиях шаг компании ее желанием усилить свои позиции в России, куда уже вложено "слишком много", на фоне снижения активности в стране ведущих мировых конкурентов.

ВР покупает у "Роснефти" около 20% долей ООО "Таас-Юрях Нефтегазодобыча" с запасами 135 млн тонн нефти в Восточной Сибири, рассказали "Ъ" источники, знакомые с ходом сделки, чью сумму они оценивают на уровне $700-800 млн.

Пока стороны подписали лишь предварительное соглашение, завершить сделку планируется в начале 2015 года. В "Роснефти" и ВР от комментариев отказались. Источник "Ъ" в госкомпании лишь подчеркнул, что она "эффективно монетизировала часть своего премиального актива по конкурентной рыночной цене".

Речь идет о сравнительно новом для "Роснефти" проекте. Первые 35,3% в Таас-Юряхе компания купила в 2012 году у Сбербанка за $444 млн. Уже в следующем году госкомпания полностью консолидировала "Таас-Юрях Нефтегазодобычу", выкупив доли у Yakut Energy Limited (37,4%) и Finfund Limited (16,8%), подконтрольных, по неофициальным данным, бизнесмену Владимиру Столяренко, и фонда Ashmore Limenitis Holding Limited (10,5%).

В отчетности "Роснефти" говорилось, что она заплатила за 64,7% чуть больше $2 млрд. Стратегического партнера для проекта госкомпания искала с прошлого года. Наиболее вероятным считалась китайская CNPC, с которой в октябре 2013 года госкомпания даже создала СП для работы на Таас-Юряхе.

Но, говорят собеседники "Ъ", "Роснефти" и CNPC так и не удалось договориться об условиях сделки. Китайцы предлагали "слишком мало", поясняет один из источников "Ъ". Другой добавляет, что "Роснефть" планирует продолжить переговоры о вхождении в проект CNPC или индийской ONGC.

"Таас-Юрях Нефтегазодобыча" владеет лицензиями на добычу на Среднеботуобинском нефтегазоконденсатном месторождении на юго-западе Якутии. Его запасы по категории С1 + С2 составляют 134 млн тонн нефти и конденсата, а также свыше 155 млрд кубометров газа. Добыча нефти началась в октябре 2013 года. Месторождение находится в 160 км к северу от нефтепровода Восточная Сибирь--Тихий океан, и в 2012 году компания подключила его к трубе. В нынешнем году на нем планируется добыть больше 900 тыс. тонн.

ВР стала одним из ключевых иностранных партнеров "Роснефти" только два года назад, получив 19,75% акций госкомпании в рамках консолидации ею ТНК-ВР (до этого партнеры сталкивались лишь как совладельцы немецкой Ruhr Oel). Тогда глава ВР Боб Дадли сумел убедить совет директоров британской компании, что бизнес в России надо строить через партнерство с государственными игроками.

Стороны сразу договорились, что будут сотрудничать и по другим проектам. В результате на фоне обострения отношений России и Запада в текущем году ВР осталась, по сути, единственным международным игроком, который сохранил активные отношения с "Роснефтью", подпавшей под санкции США и ЕС.

Один из проектов все-таки оказался фактически заморожен — майское соглашение о совместной работе на доманиковых отложениях в Оренбургской области и Волго-Уральском регионе. Он оказался напрямую в сфере действия санкций. Но в ВР не уставали подчеркивать, что максимально сохранят сотрудничество.

"Любое будущее нарушение наших отношений с "Роснефтью" или воздействие новых экономических санкций может отрицательно повлиять на наш бизнес и стратегические цели в России",— предупреждало руководство компании в июле. Тем временем "Роснефть" фактически потеряла американскую ExxonMobil, которая до сих пор считалась ключевым иностранным партнером: компания заморозила свое участие в освоении шельфа Карского моря.

Валерий Нестеров из Sberbank Investment Research отмечает, что ВР, как и, например, французская Total, уже сделала внушительные инвестиции в РФ и либо нужно расширять работу в стране, либо полностью сворачивать. С учетом ухода конкурентов из-за санкций, добавляет эксперт, тем, кто решился остаться, открываются новые возможности. Total, впрочем, в новые проекты в РФ пока не входила.

Собеседник "Ъ", близкий к сделке по Таас-Юряху, говорит, что вхождение ВР обсуждалось довольно давно. "Компания хочет работать в России, считает это выгодным. Никаких санкций она не нарушает, это не сланцевые и не шельфовые месторождения",— подчеркивает он. ВР еще придется получать одобрение британских регуляторов, но источники "Ъ" не ждут проблем, полагая, что все обсуждено предварительно.

Оценка проекта в $4 млрд при текущей стоимости нефти выглядит достаточно высокой, считает господин Нестеров, тем более что пока не ясна перспектива монетизация газовых запасов, "Роснефть" вряд ли сможет быстро получить разрешение на экспорт. С другой стороны, добавляет он, на Таас-Юряхе можно увеличить добычу нефти почти на порядок — до 5,6 млн тонн — уже в ближайшие годы.