По данным газеты «РБК daily», из €60 млн., которые требовал «Сбербанк» от General Motors (GM) в виде компенсации за срыв сделки по покупке Opel, он получил не более 13 млн. Президент «Сбербанк» Герман Греф не жалеет об участии в тех переговорах: ведь благодаря им его банк стали узнавать в мире. По оценкам г-на Грефа, только участие в переговорах по покупке Opel сэкономило банку на рекламе за рубежом €250 млн.
В прошлом году консорциум из «Сбербанк» и канадской Magna планировал приобрести 55% акций попавшего в трудное финансовое положение Opel. Переговоры шли несколько месяцев и чуть не завершились в пользу «Сбербанк» и Magna, когда совет директоров General Motors в сентябре 2009 года одобрил продажу контрольного пакета немецкого автоконцерна.
Однако в ноябре GM изменил свое решение и отказался от продажи своего европейского подразделения консорциуму. «Сбербанк» за срыв данной сделки готов был подать в суд на GM, ведь над сделкой работали несколько инвестиционных банков и десяток юридических фирм. Например, дорогостоящие специалисты Deutsche Bank, Commerzbank, Blackstone, Morgan Stanley и аудиторы KPMG.
В апреле текущего года «Сбербанк» и GM все-таки удалось договориться о компенсации. Официально ее размер раскрывать не стали. Герман Греф не приоткрыл завесу тайны и когда акционеры банка задавали ему вопросы на эту тему во время годового собрания, которое прошло 4 июня текущего года.
«Безусловно, мы понесли расходы, связанные с этой сделкой, — объяснялся с акционерами Герман Греф. — Могу сказать, что я сам инвестировал достаточное количество времени в это». По словам г-на Грефа, ему самому много раз приходилось летать на переговоры и в Америку, и в Европу, и в другие страны, проводить значительное количество времени в кризисный период за обсуждением сделки.
Компания General Motors (сокращённо GM) основана в США 16 сентября 1908 года Уильямом Дюрантом, уже имевшим к тому моменту компанию Бьюик (Buick). Первоначально штаб-квартира компании находилась в г. Флинт, штат Мичиган. Затем переехала в Детройт.
В настоящее время General Motors - крупнейшая американская автомобильная корпорация, до 2007 года на протяжении 77 лет крупнейший производитель автомобилей в мире (с 2007 — Toyota). Производство налажено в 35 странах, продажа в 192 странах. В 2007 году корпорация продала 9,37 млн легковых автомобилей и грузовиков. На заводах компании работает 252 тыс. человек (2008 год). Выручка за 2008 год составила $148,98 млрд., чистый убыток — $30,86 млрд.
В настоящее время General Motors принадлежат автомобильные марки: Buick, Cadillac, Chevrolet, Daewoo, GMC Truck, Holden, Opel, Vauxhall. Кроме того, Джи-Эм является держателем крупнейшего пакета акций компании GM Daewoo Auto & Technology Co. of South Korea (торговая марка Дэу). В России General Motors принадлежит автосборочный завод в Санкт-Петербурге, в Шушарах, открытый в ноябре 2008 года.
В 2009 году GM планировала продать приносящую убытки автомобилестроительную компанию Opel. Одним из претендентов на покупку являлся консорциум компании Magna International и российского Сбербанка. Однако в начале ноября GM приняла решение оставить Opel себе, мотивируя это наметившимся выходом отрасли из кризиса и нежеланием уходить с рынка малолитражных автомобилей.
Тем не менее, в этой проигранной партии г-н Греф увидел и положительные моменты: «Мы получили очевидный, очень мощный международный промоушн, бесплатную рекламу. Как сказали мне наши акционеры, «Сбербанку» нужно было бы за такую рекламу в мире в кризисный год заплатить €250 млн., не меньше. Полгода «Сбербанк» был самой упоминаемой компанией мира в мировых средствах массовой информации». По словам Германа Грефа, прежде банк на международном рынке не знали вообще, а теперь его узнаваемость выросла в несколько раз.