По данным газеты «Коммерсант», Дмитрий Мазуров и Владимир Калашников, которые были основными собственниками Антипинского НПЗ, утратили свои доли. Они паритетно владели 80% АО «Антипинский НПЗ» через кипрскую Vikay Industrial, теперь этот пакет передан SBPR Cyprus SPV Limited, которая принадлежит Сбербанку.
Остальные 20% завода по-прежнему принадлежат однокурснику президента Владимира Путина Николаю Егорову через ООО «Энергетика. Содружество. Успех».
Источники “Ъ” рассказывают, что в залоговом договоре по кредиту 2013 года на $1,75 млрд. со Сбербанком было прописано условие, по которому в случае остановки завода банк может забрать акции Vikay. При этом Сбербанк не собирается владеть активом и намерен его продать, основным претендентом является Socar.
В ближайшее время, по данным “Ъ”, Socar может создать СП со Сбербанком, которому будет передан контрольный пакет НПЗ. При этом юрлицо АО «Антипинский НПЗ» могут все равно обанкротить, а работа завода продолжится в рамках давальческой схемы поставки нефти, рассказывает источник “Ъ”. Предполагалось, что Socar войдет в СП через недавно созданную кипрскую Socar Russia Investments Ltd.
Владимир Калашников получил долю в Антипинском НПЗ через Areti Gasenergy, когда в прошлом году из актива выходил владелец «Арети» Игорь Макаров. Господин Калашников считается человеком, близким к мэру Москвы Сергею Собянину. Он работал помощником господина Собянина на различных местах работы, в частности, когда тот возглавлял Тюменскую область.
Владимир Калашников пытался не допустить банкротства НПЗ. В середине мая 2019 года недавно созданная компания «Сибнефтегазпереработка», связанная с Владимиром Калашниковым, направила письма главе Сбербанка Герману Грефу и вице-президенту банка Алексею Гренкову (возглавляет совет директоров Антипинского НПЗ), в которых предлагала продать ей завод.
В «Сибнефтегазпереработке» “Ъ” заявили, что компания хотела продать завод иностранным стратегическим инвесторам. Но такое обращение никто на рынке всерьез не воспринял.
В Сбербанке и группе New Stream Дмитрия Мазурова отказались от комментариев.
Дмитрий Мазуров управлял заводом до ноября 2018 года, отойдя от операционного управления в пользу Сбербанка, который также получил и «золотую» акцию в НПЗ. Взамен Сбербанк обязался поддержать завод, который находился в завершающей стадии модернизации, выделив средства на пополнение оборотного капитала.
Параллельно банк начал поиск инвесторов, первоначально предполагалась продажа НПЗ бывшему первому вице-президенту Газпромбанка Андрею Зокину, но сделка сорвалась. Сейчас, по словам источников “Ъ”, наиболее реальным претендентом на завод стала азербайджанская Socar. ЛУКОЙЛ, который, как рассказывал один из собеседников “Ъ”, тоже был в шорт-листе, не захотел завод с высоким долгом.
«Публикации о банкротстве мы видели, смотрим за этим, но это длительный процесс, и как он закончится — мы можем к этому вопросу вернуться. До его финансовой очистки завод нам неинтересен»,— сказал 21 мая 2019 года вице-президент ЛУКОЙЛа Рустем Гималетдинов.
Сейчас завод остановлен, поскольку Сбербанку не удалось собрать предоплаты от трейдеров, также он вступил в конфликт с трейдером ВТБ, который отказался в итоге финансировать предприятие.
Как выяснил “Ъ”, срок завершения переговоров по сделке с SOCAR истекает 1 июля 2019 года. Если сделка не состоится, по словам собеседников “Ъ”, Сбербанк может рассмотреть передачу Антипинского НПЗ «Сафмару» Михаила Гуцериева в качестве «резервного варианта».
Источники “Ъ” расходятся во мнениях, будет ли при этом Сбербанк продавать актив сразу и с долгом или сначала завершит его банкротство и затем продаст без долга.
По оценке Евгения Тыртова из Vygon Consulting, при полной загрузке НПЗ (установленная мощность 9 млн. т) в текущих макропараметрах годовая EBITDA составила бы 40–60 млрд. руб., рентабельность по EBITDA — 15–20%.
Источник “Ъ”, близкий к заводу, рассказал, что даже при перебоях с поставками прошлого года EBITDA за три квартала составляла $200 млн.