Арбитражный управляющий ООО «Аполло» (оно же СК «Родник») Михаил Захаров хочет оспорить сделку, в рамках которой самарские областные власти получили в собственность контрольный пакет акций ЗАО «ПФК «Крылья Советов». Такое заявление он сделал 2 февраля 2016 года на собрании кредиторов общества.
По мнению арбитражного управляющего, сумма сделки могла не соответствовать рыночной — 72 % акций были проданы за 6,2 тыс. рублей. Опрошенные „Ъ“ эксперты, правда, сомневаются в том, что указанная стоимость акций клуба, с учетом его долгов, могла на тот момент быть выше.
Финансовый директор клуба заметил, что акции были проданы по номинальной стоимости основному спонсору, и такая практика общепринята.
Как стало известно „Ъ“, арбитражный управляющий банкротящегося ООО «Аполло» (с апреля 2015 года ООО СК «Родник» переименовано в «Аполло», юрлицо осталось прежним. — „Ъ“) Михаил Захаров хочет через суд оспорить сделку по продаже компанией контрольного пакета акций ЗАО ПФК «Крылья Советов». Об этом сообщил сам господин Захаров.
По его словам, в рамках сделки в 2013 году «Родник» продал самарским областным властям 72% акций ЗАО за 6,2 тыс. рублей. «По моему мнению, сделка не соответствует рыночным условиям на момент реализации», — пояснил господин Захаров.
Напомним, что ООО «Самарский комбинат „Родник“» (СМИ связывают компанию с депутатом Самарской губернской думы Александром Милеевым) купило 74 % акций «Крыльев Советов» в марте 2013 года. Сумма сделки не раскрывалась.
Уже тогда руководство «Родника» заявило о намерении отдать приобретенный контрольный пакет клуба в собственность Самарской области. Впоследствии сделка состоялась. Сейчас, по данным системы «Спарк-Интерфакс», 73,81 % акций ЗАО «ПФК „Крылья Советов“ принадлежит ГУП «Самарская областная имущественная казна».
В декабре 2012 года в СМИ фигурировала информация о том, что долги клуба составляли около 1 млрд рублей. В том числе 980 млн рублей — кредит «Новикомбанка», а также кредит «Газбанка» (около 340 млн рублей). В конце декабря 2015 года министр спорта самарского региона Дмитрий Шляхтин отмечал, что срок договора с Новикомбанком был пролонгирован до конца 2016 года.
«Срок возврата кредита Газбанку, который мы постепенно выплачиваем, тоже недавно был продлен до 2019 года. Клуб также дополнительно платит по нему проценты, а это солидная сумма. Поэтому задолженность гасится не так быстро, как бы нам хотелось. Возможности, чтобы быстро выплатить все и сразу, у „Крыльев“ нет», — пояснял господин Шляхтин.
В конце июня 2014 года решением Арбитражного суда Самарской области по иску Росалкогольрегулирования «Родник» лишили лицензии. Обжаловать это решение компании не удалось.
При этом фактически производство на «Роднике» простаивает с конца февраля 2014 года. Тогда ГУЭБ и ПК МВД России по итогам проверок было возбуждено несколько уголовных дел в отношении «Родника» по факту обнаружения в здании рядом с заводом 1,2 млн акцизных марок, выданных комбинату. Впоследствии количество дел увеличилось. Однако в 2015 году все эти уголовные дела были прекращены.
В мае 2015 года в арбитражный суд поступило заявление о банкротстве «Родника», уже, правда, переименованного в «Аполло». С иском в суд обратилось ООО «Волга Маркет», которому компания задолжала 323,9 тыс. рублей. В июне 2015 года в отношении «Аполло» была введена первая стадия банкротства — процедура наблюдения.
По состоянию на сегодняшний день, согласно КАД ВАС, объем требований кредиторов, включенных в реестр общества, составляет 1,53 млрд рублей. Из них 1,44 млрд — задолженность перед «Мико алко» (более 90 %), которое также считается дружественным Александру Милееву.
Как пояснил „Ъ“ Михаил Захаров, 2 февраля 2016 года состоялось собрание кредиторов общества, на котором был рассмотрен анализ финансового состояния должника.
«Кредиторы поддержали мое ходатайство о введении процедуры конкурсного производства», — сообщил господин Захаров. Также, по словам Михаила Захарова, кредиторы поддержали его кандидатуру для назначения на должность конкурсного управляющего.
Решение о введении следующей стадии банкротства, назначении конкурсного управляющего должен принять арбитражный суд — заседание назначено на 5 февраля.
Финансовый директор ЗАО «ПФК „Крылья Советов“» Игорь Поваров заметил, что, наверное, без знания всей картины «сумма в 6200 рублей вызвала недоумение и непонимание».
«Вероятно, он (арбитражный управляющий. — „Ъ“) имеет экспертную оценку рыночной стоимости клуба на тот момент, отличную от этой цены. Это его право.
От себя хочу заметить, что акции были проданы по номинальной стоимости основному инвестору, коим являлось на момент сделки и является в настоящий момент правительство Самарской области.
Стоит отметить, что это стандартная практика таких сделок, когда акции продаются по номиналу. Возможно, ООО «Аполло», узнав о том, что мы ищем якорного спонсора для нашего клуба, решило таким «деликатным» способом взять на себя ответственность в финансировании ПФК „Крылья Советов“», — заявил господин Поваров.
Прежде возглавлявший совет директоров ПФК «Крылья Советов», депутат самарской губернской думы Алексей Чигенев, комментируя мнение арбитражного управляющего о том, что сумма сделки могла не соответствовать условиям рынка, напомнил, что в 2013 году «Крылья Советов» имели очень большие долги.
«Соответственно, их рыночная стоимость, наверное, была отрицательной. Самарская область на тот момент имела функцию спасителя. Никому эти акции не были нужны на тот момент», — рассказал господин Чигенев.
По мнению финансового аналитика (macroeconomics, IT & consumer) ГК «ФИНАМ» Тимура Нигматуллина, оценка компании в 2013 году в ходе сделки была близка рыночной.
«ЗАО генерировало убытки на уровне операционной прибыли. Сумма долгосрочных и краткосрочных кредитов составляла более 1,8 млрд рублей, по моим оценкам», — заявил господин Нигматуллин, добавив, что сейчас, с учетом существенного улучшения состояния баланса и снижения убыточности на уровне операционной прибыли, клуб можно оценить примерно в 0,5–1 млрд рублей.