По данным газеты «РБК daily», сегодня – 7 июля 2011 года «Газпром» и группа «Ренова» могут подписать меморандум о создании энергохолдинга, под контролем которого окажется почти четверть всех российских генерирующих мощностей. Виктор Вексельберг фактически передаст в него активы «КЭС-Холдинга».
Виктор Вексельберг в последнее время активно вел переговоры о продаже своего энергетического бизнеса, «КЭС-Холдинг». В конце прошлого года он собирался передать свой актив «Интер РАО», но условия, предлагаемые госкомпанией, не устроили бизнесмена. Более сговорчивым оказался «Газпромэнергохолдинг» (ГЭХ).
Предполагаемое объединение должно пройти на базе «Газпромэнергохолдинга», управляющего энергоактивами газовой монополии. Пока неизвестно, какие активы стороны будут вносить в потенциальное СП. Рыночная стоимость долей «Газпромэнергохолдинг» в генерации без сетей — $4,6 млрд., КЭС (ТГК + сбыты) — $2,34 млрд. Следовательно, доли могут быть распределены так: 66% у «Газпром» и 34% у компании Виктора Вексельберга.
В этом случае «Газпром» придется доплатить для достижения желаемых 75%. Доплата может составить примерно $400 млн. В случае если в сделке будут учтены все прочие активы «Газпромэнергохолдинг» (их рыночная стоимость $6,2 млрд.), то концерн сразу получит 73% в СП. Не исключено, что впоследствии «Ренова» и вовсе может продать имеющийся у нее пакет.
Очень символично, что из негосударственных инвесторов на российском рынке останутся только западные. В их присутствии есть политическая подоплека. Но для сектора это будет катастрофично. В результате сделки под прямым или косвенным контролем государства окажется 76% отечественной энергетики.
Во времена РАО «ЕЭС России» государство контролировало не более 52% сектора. Это идет вразрез с положениями, прописанными в законе об энергетике 2003 года, которые предполагали, что многочисленные инвесторы будут формировать конкурентную среду на российском энергорынке.
То есть возможное объединение является очередным свидетельством того, что правила игры в отечественной энергетике кардинально изменились. Фактически активы сдают государству или другим крупным госкомпаниям. Если ситуация будет развиваться и дальше, если инвесторы не будут понимать правила игры, если не будет рыночных условий, то мы дождемся того, что и иностранные инвесторы — немецкая E.ON и итальянская Enel — также захотят сдать свои активы государству.
Такая консолидация ставит вопрос о перспективах развития всей отрасли. В Великобритании также наблюдалась сильная концентрация энергоактивов, не позволявшая эффективно работать и развиваться. В результате пришлось от нее отказаться.
Государству тем не менее, несмотря на указанные риски, концентрация энергоактивов дает возможность не только полностью контролировать ценообразование в отдельных регионах и в стране в целом, но и воздействовать на все компании сектора, что может стать особенно актуальным после выполнения участниками рынка действующих инвестобязательств.
Впрочем, такая расстановка сил, неизбежно ведущая к ухудшению конкуренции, не может не насторожить Федеральную антимонопольную службу. Также, на пути объединения могут возникнуть и другие препятствия, в частности позиция еще одного консолидатора российской энергоотрасли, владеющего миноритарными пакетами в контролируемых «Газпромом» и КЭС генкомпаниях, — «Интер РАО». «Интер РАО» не заинтересована в размытии своих долей, и с ней неизбежно придется договариваться.
«КЭС-Холдинг» — крупнейший частный инвестор в стране. В ходе реформы РАО «ЕЭС России» компания Виктора Вексельберга выкупила контрольные доли в ТГК-9, ТГК-6, ТГК-5 и блокпакет в ТГК-7. Установленная мощность генерации холдинга составляет 16 ГВт.
В «Газпромэнергохолдинг» входят «Мосэнерго», ТГК-1, ОГК-2 и ОГК-6. Их общая установленная мощность 36,6 ГВт. Таким образом, в результате объединения активов в стране может появиться самый мощный энергоконцерн мощностью 52 ГВт. Это в два раза больше, чем у таких гигантов отрасли, как «РусГидро» и «Интер РАО».
Эксперты полагают, что столь сильная концентрация энергоактивов может негативно сказаться как на эффективности бизнеса создаваемого холдинга, так и на отечественном рынке электроэнергии в целом.