Несмотря на отказ «Системы» дальше бороться за контрольный пакет «Башнефти», Басманный суд Москвы оставил ее основного владельца Владимира Евтушенкова под домашним арестом до 16 марта 2015 года. Возможно, дело не ограничится нефтяной компанией, и АФК придется расстаться с другими активами, предполагают источники, близкие к компании.
В пятницу - 14 ноября 2014 года, Басманный суд Москвы рассматривал ходатайство Следственного комитета о продлении домашнего ареста Евтушенкову еще на четыре месяца, до 16 марта 2015 года. 16 сентября бизнесмену было предъявлено обвинение в легализации средств, полученных преступным путем при покупке «Башнефти» у структур Урала Рахимова, с тех пор он находится под домашним арестом.
Дело рассматривала судья Валентина Левашова, которая председательствовала на нескольких резонансных процессах последнего времени: она санкционировала аресты по делу о крушении поезда в метро и по авиакатастрофе во Внуково.
На заседание суда Евтушенков приехал лично, пройдя в здание с черного хода. Не став общаться с журналистами, он сразу же прошел в зал. На суде бизнесмен был в джинсах, полосатой рубашке, синих мокасинах. Сутулый и худощавый Евтушенков выглядел растерянным: в начале заседания он не вспомнил адрес постоянной прописки и замялся, когда его спросили, работает ли он.
Затем слово взял следователь Алексей Весельев, который по бумажке зачитал фабулу уголовного дела и суть предъявленных Евтушенкову обвинений, а потом сослался на стандартные основания УПК: обвиняемый имеет связи и влияние, если останется на свободе, может скрыться, уничтожить доказательства, оказать давление на свидетелей.
Весельев отметил, что до окончания расследования (продлено до 28 апреля 2015 года) ему необходимо допросить сотрудников АФК «Система», истребовать новые документы, а также получить ответы по международным запросам.
Следователь пояснил, что бывшие и нынешние сотрудники «Системы», которые уехали за границу, собираются вернуться и дать показания. В материалах дела, которые зачитывал Весельев, в качестве обвиняемых помимо Евтушенкова были названы зампредседателя совета директоров «Системы» Александр Гончарук и ее старший вице-президент Сергей Дроздов. На момент задержания Евтушенкова (или вскоре после) оба уехали из России: первый – на лечение, второй – в командировку, и до сих пор не вернулись.
Евтушенков выступил против продления домашнего ареста, указав на то, что с момента начала расследования уголовного дела (28 апреля 2014 года) «своевременно являлся на допросы, не скрывался от следствия и не планировал это делать». «Говорить можно много, но своими словами я не смогу изменить решение суда, – посетовал он. – Но я бы принес больше пользы, особенно в сегодняшнее время, если бы работал, вместо того чтобы сидеть дома».Его адвокат Александр Гофштейн назвал ходатайство Следственного комитета «беспричинным» и «беспримерным по своей немотивированности». Он указал на то, что еще в конце сентября следователь сам просил Мосгорсуд смягчить условия домашнего ареста Евтушенкову, а теперь настаивает на максимальных по своей жестокости обвинениях.
Тяжесть преступления бизнесмена сведена к минимуму, добавил защитник: 30 октября по решению арбитражного суда все акции «Башнефти», принадлежащие «Системе», которые бизнесмен якобы помогал легализовать, были взысканы в пользу государства. И АФК не стала подавать апелляцию на это решение, указал он.
Решение об изъятии акций «Башнефти» не имеет отношения к уголовному делу, парировал следователь Весельев. И поинтересовался, почему «Система» не стала его обжаловать. Отказ от апелляции Гофштейн объяснил «уважением к суду и закону», но подчеркнул, что это «ни в коем случае» не является признанием вины.
Второй защитник Владимир Козин заявил, что без Евтушенкова компания будет испытывать большие трудности и может даже обанкротиться: «Без Евтушенкова компания не может принимать стратегические решения». «Необходимо ему предоставить [возможность] творить добро и трудиться на благо людей и государства», – не без пафоса закончил адвокат. Весельев возразил, что «Система» нормально функционирует, и ее президент Михаил Шамолин имеет все необходимые полномочия.
После полуторачасового перерыва судья Левашова полностью удовлетворила ходатайство СК, оставив Евтушенкова под домашним арестом до 16 марта. «Мы ожидали законного решения, но его не получили», – заявил Гофштейн, пообещав в трехдневный срок подать апелляцию. При этом «Система» не меняет своей позиции по «Башнефти» и не будет направлять апелляцию по этому делу, добавил он, отвечая на вопрос РБК.
Помимо Гофштейна освобождения Евтушенкова ожидали и сотрудники корпорации, рассказали РБК два источника, близкие к АФК и ее «дочкам». Но даже после решения арбитражного суда об изъятии акций «Башнефти» признаки для уголовной ответственности Евтушенкова сохраняются, отмечает адвокат Московской городской коллегии адвокатов Алексей Мельников: «Система» не добровольно их отдала. К тому же не снят вопрос с дивидендами, которые АФК получала, владея акциями нефтяной компании, добавляет он. По версии СК, в 2009–2013 годах «Башнефть» выплатила корпорации 190 млрд руб.
Евтушенков не выйдет на свободу как минимум до тех пор, пока «Башнефть» официально не возвратится в собственность государства, уверена управляющий директор Arbat Capital Юлия Бушуева. Если решение арбитражного суда не будет обжаловано, оно вступит в законную силу через 30 дней после изготовления решения в полном объеме, то есть 7 декабря. «Возможно, и этого будет недостаточно», – предупреждает она.
Два источника РБК, близкие к компаниям «Системы», предполагают, что у нее попытаются взыскать что-то еще помимо «Башнефти». А знакомый Евтушенкова слышал, что уже несколько инвесторов присматривались к подконтрольной «Системе» МТС. Но никакого due diligence компании не проводилось, подчеркивает представитель МТС.
Даже если «Системе» не придется расставаться с другими активами, было бы слишком опереточно, чтобы сразу после отказа «Системы» от апелляции бизнесмена отпустили бы на свободу, говорит партнер АФК. С ним согласен другой партнер компании.
Бумаги «Системы» на Лондонской бирже в пятницу - 14 ноября подешевели на 1,9%, обыкновенные акции «Башнефти» на Московской бирже – на 1,7%. Капитализация «Системы» снизилась до $2,87 млрд, «Башнефти» – до 225,9 млрд руб.