По данным газеты «Коммерсантъ», шведский Kontakt East Holding, некогда крупнейший в России издатель телефонных справочников «Желтые страницы», полностью отказался от этого бизнеса из-за его бесперспективности. Вместо этого шведы решили развивать интернет-проект Yell.ru, собирающий отзывы о компаниях: эта тема крайне востребована, а ниша пока свободна. В мире из подобных стартапов стать успешными смогли считанные единицы.
Издание в России телефонных справочников было основным бизнесом для Kontakt East с момента основания холдинга в 2006 году. Тогда он приобрел за €5,7 млн у шведской медиагруппы Eniro, специализирующейся на издании «Желтых страниц» по всей Европе, ее бизнес в Москве и Петербурге. В 2007-м Kontakt East купил за рекордные для этого рынка $18 млн своего конкурента, кипрскую YPI Yellow Pages Ltd, издававшую под тем же брендом «Желтые страницы» справочники в той же Москве, Петербурге, а также в Перми. Так шведы стали крупнейшим игроком на этом рынке.
Все эти годы Kontakt East был операционно убыточным. Так, в 2009 году чистый убыток достиг $18 млн при выручке $8,7 млн. При этом в последние годы ключевым активом стали уже не телефонные справочники, а сервис бесплатных объявлений Avito.
В этом году акционеры полностью отказались от издания справочников. Сначала компания перестала выпускать справочник в Москве, а затем продала всё ООО «Желтые страницы», на которое был оформлен весь издательский бизнес, вместе с базой и технологиями менеджменту петербургского офиса. С апреля 2011 года учредителями ООО «Желтые страницы» стали Мария Медникова, Ирина Бобрик, Наталья Лукьянова и Юрий Атаманюк. Стоимость бизнеса «Желтых страниц» может быть определена в $9,7 млн.
В 2008 году объем всего российского рынка телефонных справочников мог достичь $87 млн, ранее указывал в своих материалах Kontakt East. В кризисном 2009 году он упал примерно на 40%, а в 2010-м продемонстрировал нулевой прирост.
Жёлтые страницы (англ. Yellow Pages) — пришедшее из США название телефонных справочников со сведениями о предприятиях и организациях (преимущественно в сфере обслуживания). Информация упорядочена прежде всего по названию предоставляемых услуг.
Название связано с тем, что такие справочники уже более века традиционно печатаются на жёлтой бумаге (белая используется для справочника частных телефонов, голубая — для страниц правительственных и муниципальных организаций и т. п.). С появлением интернета термин «Жёлтые страницы» стал применяться и к онлайн-справочникам подобного профиля.
Термин «Жёлтые страницы» с тех пор традиционно используется для обозначения телефонного справочника компаний с общепринятой классификацией по продуктам или услугам. Таких справочников огромное количество во всем мире, в том числе в нашей стране. И само словосочетание «жёлтые страницы» стало нарицательным и означает «телефонный справочник».
Жёлтым стриницам Российских городов путевку в жизнь дал известный холдинг «Связьинвест». Большинство этих каталогов носят статус официальных изданий местных операторов связи, что гарантирует актуальность информации.
В России в результате объединения YPI Yellow Pages ltd. и региональных российских издателей в Москве и Санкт-Петербурге были созданы компании ООО «Жёлтые страницы Москва» и ООО «Жёлтые страницы» соответственно, входящие в «Контакт Ист Холдинг» (Швеция). База данных «Жёлтые страницы. Санкт-Петербург» – около 90 000 организаций.
Также телефонные справочники в России издают многочисленные независимые издатели, объединенные в ассоциацию независимых издателей справочников и баз данных «Золотые страницы». В настоящее время справочники формата Yellow Pages издаются в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Новороссийске, Екатеринбурге, Самаре, Саратове, Казани, Нижнем Новгороде и Челябинске. Старейшему российскому справочному изданию в 2011 году будет уже 20 лет.
Справочные издания удобны по навигации: содержат рубрикатор, алфавитный список организаций, предметный указатель. Пользователь сам выбирает, каким образом ему удобнее осуществлять поиск необходимых данных. В справочнике также размещена полезная информация: телефоны первой необходимости, городских справочных служб, администраций города и т. д.