По данным газеты «Ведомости», в середине 2014 г. в связи с геополитическими и экономическими событиями в России сильно вырос интерес к Китаю как к стратегическому партнеру.
В ходе многочисленных встреч российских и китайских делегаций был заключен целый ряд громких стратегических соглашений о сотрудничестве на межправительственном, межведомственном и корпоративном уровнях.
В их числе – намерения о сотрудничестве железнодорожных компаний двух стран, совместном строительстве нового моста через Амур, реализации инвестиционных проектов с участием Китая на Дальнем Востоке, строительство газопровода «Сила Сибири» и проч.
Заявленный «поворот на Восток» в целом активизировал инвесторов (в основном госкомпании и правительственные структуры с обеих сторон), что привело к росту интереса и более интенсивным переговорам.
Но спад в российской экономике и девальвация рубля взяли верх над усилиями по расширению сотрудничества – по данным Федеральной таможенной службы России, товарооборот между Россией и Китаем упал в 2015 г. на 28%.
Почему так происходит? Ответ прост: хотя в России от китайских инвесторов ждали «особого» подхода, большинство из них – обычные бизнесмены, вне зависимости от того, представляют они государственный или частный сектор.
Китайские госкомпании могут обладать более значительными финансовыми ресурсами по сравнению с частными. Но и они не руководствуются исключительно политическими соображениями, а принимают решения в первую очередь на основании оценки ожидаемой доходности инвестиций и связанных с ними рисками.
Что может отличать китайских инвесторов, так это большее внимание к деталям и долгосрочный подход к планированию: инвестиционный горизонт для них составляет в среднем 10-15, а иногда 20 и более лет.
Особо тщательный анализ на этапе принятия решения об инвестициях часто обусловлен желанием собрать как можно больше информации о компании и рынке в целом, пока продавцы дают такую возможность.
Есть и дополнительные факторы, затрудняющие инвестиции. Многие китайские инвесторы, особенно госкомпании, ожидают финансовых гарантий – федерального, регионального уровня или от банков. Ожидают, но не получают. Ни для кого не секрет, что этот вопрос поднимается в любой части мира, не только в России. И в ряде стран такие госгарантии им предоставляют.
Даже с учетом определенных трудностей в китайской экономике инвестиции Китая за рубеж растут каждый год и в 2014 г. превысили $100 млрд. А количество сделок по покупке китайскими компаниями зарубежных активов выросло на 8%.
В десятку стран, получивших наибольшие прямые инвестиции из Китая, вошли США, Австралия, страны Евросоюза, Канада и страны Азиатско-Тихоокеанского региона, поэтому в этой области достаточно сложно конкурировать. Россия в 2014 г. оказалась на 20-м месте по объему прямых инвестиций из Китая (по данным китайской статистики).
Сейчас модель инвестирования китайцев в Россию в большой степени определяется, с одной стороны, рецессией в российской экономике, с другой – ожиданиями в отношении ее восстановления и роста, а также инвестиционной привлекательностью российских активов (в том числе в связи с девальвацией рубля).
Как с любыми «обычными» инвесторами, эти рациональные финансовые соображения должны подкрепляться психологической уверенностью и доверием. Несколько кварталов хотя бы слабого роста российской экономики могут стать важным психологическим триггером (не говоря уже о стабильности рубля, снятии или облегчении финансовых санкций).
Несмотря на общее снижение активности в сфере слияний и поглощений в России, за последний год были успешно закрыты многие сделки с участием китайских инвесторов, в частности, вхождение Sinopec в капитал "Сибура" с 10%-ной долей, приобретение в ноябре 2015 г. китайской девелоперской компанией «Юминь» 51% акций Красноярского краевого расчетного центра, продажа 23,1% акций группы компаний «Детский мир» Российско-китайскому инвестиционному фонду, подписание «Новатэком» окончательных обязывающих соглашений по продаже 9,9% в проекте «Ямал СПГ» китайскому инвестиционному Фонду Шелкового пути и проч.
Если сделки по слиянию и поглощению не дают желаемой нормы доходности, китайские инвесторы могут проявлять достаточную гибкость, чтобы зарабатывать на крупных проектах за счет экспорта услуг, оборудования, технологий и предоставления финансирования.
Например, несмотря на все сложности, продолжаются переговоры по совместным проектам с крупными инвестициями, в том числе участие китайских компаний и технологий в строительстве высокоскоростной магистрали Москва – Казань, моста через Керченский пролив, газопровода «Сила Сибири» и проч.
Представляется, что сложности с осуществлением этих проектов кроются не в принципиальном нежелании китайской стороны участвовать в них, а в ее активном стремлении максимизировать экономические выгоды при их будущей реализации, что натыкается на желание российской стороны сохранить баланс интересов.
Наблюдали мы и случаи ухода китайских инвесторов с российского рынка. В феврале китайский фонд Chengdong Investment Corporation (CIC) продал принадлежавшие ему акции Московской биржи (5,2%), а прошлой осенью полностью вышел из капитала «Уралкалия», продав 12,5% акций.
Свое присутствие на российском рынке сократили несколько банков, в частности дочерние компании Bank of China, China Construction Bank и Agricultural Bank of China. Но такие шаги, как выход инвесторов из капитала российских компаний, являются нормальным рыночным процессом и наблюдаются не только со стороны китайских инвесторов.
Дополнительным тестом на привлекательность российского рынка служат примеры инвестиций частных компаний, которых сложно подозревать в политической мотивированности.
Так, интернет-ритейлер Alibaba Group в мае 2015 г. начал развиваться на территории России, открыв официальное представительство. По данным Alibaba, на российских клиентов приходится около 10% ее совокупного оборота. Компания видит в сотрудничестве с государственными учреждениями и службами на территории России потенциальные выгоды как для себя, так и для россиян.
Китайский венчурный фонд Shunwei Capital инвестировал в торговую онлайн-площадку ToBox, которая заработала в России в декабре 2015 г.; в фонде отмечают «очень большой потенциал роста» у российского рынка интернет-торговли.
Но в кулуарных беседах представители частных или относительно некрупных государственных китайских компаний признаются, что все еще чувствуют себя первопроходцами и вынуждены ориентироваться на знаковые сделки между Россией и Китаем, количество которых пока невелико. Дальнейшее расширение частных китайских инвестиций в Россию зависит в том числе от увеличения числа таких сделок.
С деловой точки зрения, необходимо разрабатывать и обсуждать проекты, которые выгодны для инвестора, с финансовыми гарантиями, с четким фокусом на определенную индустрию. Иными словами, успех будут иметь те проекты, где российская сторона готова инвестировать сама и вести бизнес на долгосрочной основе.
Так и в области слияний и поглощений: китайскому инвестору будет интересна доля в здоровом и развивающемся бизнесе; сначала он будет готов зайти как миноритарий, а позже, возможно, приобрести и более значительную его часть.
Юминь
НОВАТЭК
Сибур Холдинг
Уралкалий
Ямал СПГ
China Petroleum and Chemical Corporation (Sinopec Corp.)
Красноярский краевой расчётный центр
Московская биржа (ММВБ-РТС)
Российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ)
Chengdong Investment Corporation (CIC)
Alibaba Group
Фонд Шёлкового пути (ФШП) / Silk Road Fund (SRF)
Shunwei Capital
ToBox