Федеральная антимонопольная служба (ФАС) зарегистрировала ходатайство ООО «Мелодия» на согласование покупки 74,99% ООО «СДС Медиахолдинг».
По данным «Спарк-Интерфакса» компания «Мелодия», учреждённая в начале апреля текущего года, зарегистрирована по тому же юридическому адресу, что и УГМК. 60% акций «Мелодии» принадлежат Игорю Кудряшкину, 30% Андрею Козицыну, 10% Андрею Бокареву. Они же являются совладельцами холдинга УГМК и миллиардерами из списка Forbes.
А через «СДС Медиахолдинг» основатели кемеровского угольного холдинга «Сибирский деловой союз» Владимир Гридин и Михаил Федяев управляют «Европейской медиа группой» (ЕМГ). В Kartoteka.ru указано, что «СДС Медиахолдинг» принадлежит на 50% президенту СДС господину Федяеву, 37,5% — у сына господина Гридина Андрея, 12,5% — у Светланы Гридиной.
Два источника, знакомых с деталями сделки, подтвердили, что компании уже договорились о продаже и ждут одобрения ФАС.
Президент ЕМГ Екатерина Тихомирова не комментирует действия акционеров. «При этом подчеркну, что команда ЕМГ как работала, так и продолжает работать над реализацией стратегии ЕМГ, направленной на дальнейший рост капитализации бизнеса.
Дополнительным свидетельством преемственности в деятельности компании является тот факт, что акционеры ХК СДС оставляют за собой 25,01% компании»,— добавила госпожа Тихомирова.
«Это частные интересы владельцев компании, их медийные активы не входят в УГМК», - сообщил представитель УГМК Виктор Белимов.
ЕМГ была создана в 2006 г. Сейчас в холдинг входят радиостанции «Европа Плюс», «Дорожное радио», Ретро FM, «Радио 7 на семи холмах», Спорт FM, «Радио Для Друзей», а также сервис для прослушивания музыки в интернете Chameleon. Радиостанции компании вещают в 2400 городах России и стран СНГ и Балтии.
ЕМГ была дочерней компанией Lagardеre Active Radio International S.A, международного радиовещательного подразделения Lagardеre SCA.
Но в 2011 г. владельцами ЕМГ стали акционеры «Сибирского делового союза» (в который также входят угледобывающие, машиностроительные, транспортные, коммунальные, строительные, сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия, страховая компания).
Французская компания была вынуждена продать актив из-за поправок в законодательстве, которые ограничивали возможность иностранным инвесторам владеть более 50% акций в российских телеканалах и радиостанциях. За ЕМГ сибиряки заплатили $162 млн.
До этого СДС не сильно интересовались радиобизнесом, впрочем за несколько месяцев до сделки они неожиданно приобрели радиостанцию «Спорт FM», которая впоследствии была интегрирована в ЕМГ, а затем она выиграла конкурс Роскомнадзора на освещение Олимпийских игр в Сочи.
По оценке участников рынка, ЕМГ могла вложить в развитие региональной сети радио «Спорт FM» около $20 млн. В 2014 г. ЕМГ купила долю в «Дорожном радио». Участники сделки оценивали стоимость радиостанции в $60 млн.
Сейчас ЕМГ второй по величине радийный холдинг после ВКПМ, которым владеет «Газпром-медиа». По данным TNS Russia, ежедневная аудитория среди населения в возрасте от 12 лет радиостанции «Европа Плюс» в период с июля по декабрь 2015 г. 11,3 млн, «Дорожного радио» более 10 млн, «Ретро FM» – 7,8 млн, «Радио 7 на семи холмах» – 2,5 млн, «Спорт FM» – 1,2 млн.
Ранее и совладельцы УГМК не проявляли сильного интереса к радийному рынку, но в конце прошлого года они выкупили московскую частоту «Радио Рекорд» у той же ЕМГ. На базе этой частоты была создана радиостанция «Новое радио».
Компании выкупили большую региональную сеть радиостанций у советника бывшего главы ОАО РЖД Владимира Якунина – Александра Пиркова и генпродюсера «Общественного телевидения России» Станислава Архипова. Таким образом, компания получила возможность запустить сеть в 15 городах.
Генпродюссером нового холдинга был назначен Сергей Емельянов, который до этого был программным директором «Русского радио». С ним перешла часть компания из той радиостанции. Именно Емельянов мог уговорить акционеров приобрести долю в ЕМГ.
По словам осведомлённых источников, СДС решили продать долю в ЕМГ, чтобы избежать сокращения доходов от этого бизнеса. В конце 2014 г. расходы компаний на рекламу резко начали сокращаться.
В 2015 г. рынок рекламы на радио упал на 16% до 14,2 млрд руб. Из них 6,8 млрд руб приходятся на региональный рынок. Этот показатель в прошлом году упал на 17%. Данные по выручке ЕМГ не раскрывает.
В прошлом году президент ЕМГ Екатерина Тихомирова говорила что в 2014 г. компания закончила год с показателем EBIT 935 млн руб., что на 15% больше, чем в 2013 г. В первом полугодии 2015 г. выручка компании снизилась на 20%.
Два источника на медиарынке оценивают стоимость ЕМГ в $150 млн.
«Сейчас не самое лучшее время для продажи радиохолдинга, так как доходы радиостанций падают из-за сокращения рекламного рынка, а соответственно и сумма сделки может быть меньше, чем несколько лет назад», - говорит один из них.
Другой источник говорит, что владельцам «Нового радио» пока не удалось добиться желаемого охвата, и, разумеется, покупка ЕМГ поможет им в этом.