Стало известно, в чьих интересах «Уралсиб» скупил с рынка 10% акций Новороссийского порта. Заказчиком банка была «Транснефть». Цель монополии — контроль над портом. Ценные бумаги выкупались с рынка. «Транснефть» купила бумаги с премией к рынку. 16 октября на LSE 10% НМТП стоили более $200 млн. Акции порта уже переданы «Транснефти».
Акции скупались постепенно. 11 сентября на LSE было продано одним лотом 5,03% акций НМТП за $117 млн. Покупателем была структура «Уралсиба». А в начале октября президент «Транснефти» Николай Токарев сказал, что «в интересах клиента» та скупила уже 9% НМТП. Имя клиента Токарев не назвал.
Сейчас «Транснефть» владеет 50,1% акций НМТП через совместное предприятие с группой «Сумма» Зиявудина Магомедова. Правда, весной Токарев заявлял, что «Транснефть» готова купить долю партнера. «Но мы пока не обсуждали так детально эту тему», — отмечал он. «Если «Сумма» решит, что эта доля может быть выставлена на продажу, мы бы рассмотрели такую перспективу», — заверил Токарев. В начале года между совладельцами НМТП разгорелся конфликт: «Транснефть» настаивала на смене менеджмента порта (активом управляли представители «Суммы»). Формальным поводом стали разногласия в финансировании терминала для перевалки нефти в порту Новороссийск («Шесхарис»).
Видимо, «Сумма» не готова расстаться со своей долей в НМТП, раз «Транснефть» стала покупать акции на рынке. Докупив еще 10%, госкомпания, возможно, рассчитывает выставить оферту другим акционерам порта, разделив пакет в НМТП с «Суммой». Помимо «Суммы» долей в НМТП владеют структуры РЖД (5,3%), Росимущество (20%).
Группа НМТП является третьим портовым оператором Европы и безусловным лидером на российском стивидорном рынке по объему грузооборота. В состав Группы входят два крупнейших порта России — порт Новороссийск на Черном море, порт Приморск на Балтийском море, а также порт Балтийск в Калининградской области.
Порты Группы встроены в международные транспортные коридоры, связывающие Россию со странами Средиземноморья, Ближнего Востока, Северной Африки, Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америки, что делает их ключевым каналом транзита российских импортных и экспортных грузов.
По итогам 2012 года рыночная доля Группы НМТП составила 28% от грузооборота всех морских портов России, а также 56% перевалки нефти и 33% перевалки пшеницы в морских портах РФ. В 2012 году грузооборот Группы достиг 159 млн. тонн, в том числе 83 млн. тонн в порту Новороссийск и 75 млн. тонн в порту Приморск. Консолидированная выручка Группы НМТП по МСФО в 2012 году составила $ 1034 млн., EBITDA – $ 592 млн., а чистая прибыль – $ 316 млн.