По данным газеты «Коммерсант», дочерний ВЭБу Связь-банк в Арбитражном суде Москвы потребовал с Port-Petrovsk Ltd (Британские Виргинские острова) 564 млн. руб. долга по кредитному договору с ЯТЭК от 26 июля 2017 года. Третьим лицом по иску заявлена ЯТЭК.
Port-Petrovsk — структура Зиявудина Магомедова, через которую он владел 25% НМТП, пока не продал этот пакет осенью 2018 года «Транснефти» за $750 млн. Связь-банк просил суд наложить обеспечительные меры на счет Port-Petrovsk в Сбербанке, но суд отказал в этом.
До сих пор кредиторы ЯТЭК пытались взыскать средства только с контролируемой Зиявудином Магомедовым материнской структуры ЯТЭК — ООО «Инвестор», но не с других активов бизнесмена, который находится под арестом с марта 2018 года.
Port-Petrovsk должна была получить от «Транснефти» $750 млн. за пакет в НМТП, однако эти средства, по данным “Ъ”, были заморожены в рамках расследования уголовного дела в отношении Зиявудина Магомедова и его брата Магомеда.
ЯТЭК обеспечивает газом Центральную Якутию. Основной актив — Средневилюйское месторождение с запасами около 140 млрд. кубометров газа и 7,4 млн. тонн конденсата. ООО «Инвестор» Зиявудина Магомедова принадлежит 82,06% компании, еще 8,53% владеет ООО «Наутилус» (конечный бенефициар — Инна Гукежева), 7,5% у кипрской Rantecho Investments Ltd.
Иск Связь-банка по своей сути аналогичен иску, поданному в конце 2018 года к самой ЯТЭК и ее структуре ЯТЭК-МТ (выступала поручителем по кредиту). Рассмотрение этого иска было приостановлено в феврале 2019 года до решения вопроса о банкротстве ЯТЭК — компания на тот момент была под процедурой наблюдения,— но в конце апреля процедура была отменена. При этом Связь-банк добился права выделить иск к ЯТЭК-МТ в отдельное производство, но пока его не подал.
Отмена процедуры наблюдения разблокирует многие иски к ЯТЭК, из которых наиболее значимые — от «А-Проперти», подконтрольной сооснователю Yota Альберту Авдоляну.
«А-Проперти» в прошлом году выкупила большую часть долга ЯТЭК (11 млрд. из 13 млрд. руб.) у основных кредиторов (Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк). Теперь «А-Проперти» требует с ООО «Инвестор» залог по этим кредитам в виде 82% акций ЯТЭК и в случае успешного взыскания станет новым владельцем компании.
По закону бенефициары бизнеса могут нести субсидиарную ответственность по долгам банкрота, замечает адвокат Forward Legal Карим Файзрахманов, однако привлекать к ответственности другие компании, которые принадлежат владельцу банкрота, нельзя.
Иск к Port-Petrovsk может быть удовлетворен, если эта компания непосредственно брала на себя какие-либо обязательства перед банком, например выступала поручителем. По словам источников “Ъ”, Port-Petrovsk действительно была поручителем по кредиту Связь-банка.
Господин Файзрахманов полагает при этом, что в итоге суд с высокой вероятностью вновь введет процедуру наблюдения в отношении ЯТЭК после устранения нарушений, на которые указала апелляция.
Гендиректор юркомпании «Сотби» Станислав Зиновьев напоминает, что по закону при процедуре наблюдения нельзя предъявлять к должнику требования иначе как в рамках дела о банкротстве. Но Связь-банк, отмечает юрист, может предъявлять отдельные иски к поручителям, в том числе к физическим лицам, если таковые были.