По данным газеты «Деловой Петербург», собственник петербургского ТК "Народный" Эскандер Куртбединов в начале мая 2017 года купил у компании Food Retail Group здание развлекательного комплекса Maza Park в Санкт-Петербурге на ул. Хошимина, 14, сообщил Михаил Тевелев, основатель Food Retail Group.
По данным Росреестра, здание на ул. Хошимина с 28 апреля принадлежит ООО "Инвест Проект". Основной владелец этой компании — офшор "Марвист Менеджмент Лимитед". Этому же офшору принадлежит ООО "Мавр", собственник здания ТК "Народный" в Санкт-Петербурге на пр. Косыгина.
Михаил Тевелев рассказал, что на первом этаже комплекса откроется продуктовый универсам–дискаунтер "Народный" площадью 4 тыс. м2. На втором и третьем этаже продолжит работу развлекательный парк.
"Помещение под него площадью 8,5 тыс. м2 находится у нас в долгосрочной аренде", — уточнил Михаил Тевелев. В отделе кадров ТК "Народный" подтвердили, что универсам на Хошимина, 14, начнет работу этим летом, сейчас идет набор персонала.
По данным Colliers, скорее всего, развлекательный парк арендует помещение на условиях сочетания фиксированной ставка аренды и процента от товарооборота (до 20%), ставка аренды при этом может составить 350–400 рублей за 1 м2 в месяц, включая НДС и операционные расходы.
Сумму сделки стороны не раскрывают, но Food Retail Group пыталась продать здание с 2015 года — тогда Российский аукционный дом выставил на торги 100% долей ООО "Баск", которому принадлежало здание комплекса, за 850 млн рублей.
Сумма сделки могла составить 0,7–1,39 млрд. рублей, оценивает Андрей Тетыш, председатель совета директоров АРИН.
По данным источника, знакомого с ситуацией, здание было продано за 800–900 млн рублей.
Покупатель получил торговый объект с понятной проходимостью и корректной площадью, а продавец избавился от объекта, резюмирует Андрей Тетыш.
По словам Михаила Тевелева, вырученные от сделки средства будут направлены на погашение долга, который возник из–за строительства комплекса. Объем инвестиций в парк составил 1,1 млрд. рублей.
ТК "Народный" работает в Петербурге 20 лет, но широкую известность получил в 2012 году, после визита активистов движения "Хрюши против", которые искали просроченные продукты.
Тогда началась волна проверок магазина со стороны Роспотребнадзора и других органов, Красногвардейский районный суд неоднократно выносил постановления о приостановке работы универсама.
Представители "Народного" видели в этом происки конкурентов. Как говорил в 2012 году представитель компании, "Народный" "ломает" торговлю в Красногвардейском районе, так как может работать эффективнее любого гипермаркета.
По данным компании, наценка в их универсаме не превышает 10%, против 50–300% у конкурентов, проходимость — 28 тыс. покупателей в день.
В Выборгском районе Санкт-Петербурга "Народный" найдет своего покупателя, но его приход не критичен для конкурентов — вокруг много сетевых магазинов со сложившейся покупательской аудиторией, считают эксперты.
По соседству с "Народным" работают "Лента", "О’Кей", SPAR, несколько "Магнитов", "Дикси" и "Перекрестков". "Новые магазин рядом даст нам новый стимул сделать наше предложение для покупателей еще лучше", — сообщили в пресс-службе "Ленты".
"Аудитория ближайших жилых комплексов — это не покупатели "Народного", — считает Александр Просенков, руководитель департамента стрит–ретейла Colliers Int. в Петербурге. Основная масса покупателей будет приезжать из других районов.
"Народный" продает ряд ходовых позиций без наценки и даже ниже себестоимости, но компенсирует это наценкой на другие товары, это позволяет ему торговать картошкой по 3 рубля за 1 кг", — говорит гендиректор ГК "Реалъ" Александр Мышинский.
С ним согласен Михаил Бурмистров, гендиректор "INFOLine–Аналитики": "Уникально низкими цены "Народного" были до 2015 года, а затем давление контролирующих органов и поставщиков приблизило цены к федеральным сетям, хотя суперпредложения по трафикообразующим товарам сохранились (например, картофелю, яйцу)".
Тем не менее по показателю выручки с 1 м2 площади (около 1 млн рублей в год) "Народный" остается одним из лидеров в стране, сопоставимые показатели только у лучших гипермаркетов "Ашан" и московской сети "Гиперглобус", — констатирует Михаил Бурмистров.
По его мнению, с появлением магазина на севере города продажи в действующем магазине могут снизиться, однако выручка нового объекта в течение 2 лет может составить до 3 млрд. рублей (без НДС). Для сравнения: оборот двух оптоклубов "Ряды" в 2016 году составил около 2,5 млрд. рублей.