По данным газет «Ведомости» и «Коммерсант», ВЦИОМ, точнее, его дочерняя компания «ВЦИОМ-медиа», завершает покупку TNS у британской WPP, сделка должна быть закрыта в течение нескольких дней, рассказал источник, знакомый с деталями переговоров. Другой источник, близкий к одной стороне сделки, говорит, что акции TNS перейдут в распоряжение ВЦИОМа уже в эту пятницу, 12 августа 2016 года.
На портале госзакупок размещена информация о том, что ООО «ВЦИОМ-Медиа» привлекает кредит у ВТБ на 1,4 млрд руб. Извещение датировано 5 августа. Это «прямая закупка у единственного исполнителя», которым 8 августа был выбран ВТБ. Кредит выдается на семь лет под ключевую ставку Центробанка (10,5%), увеличенную на 1% годовых.
Дочерняя компания ВЦИОМа «ВЦИОМ-Медиа» покупает долю в компаниях группы TNS, управляющих активами в области медиаисследований и измерений. У компании остаются все базы данных, «будет обеспечена полная преемственность» данных TNS, «нет планов менять команду», говорил собеседник во ВЦИОМе.
Он также сообщал, что сделку финансирует банк ВТБ, и кредит будет выдан на сумму «чуть большую», чем стоимость сделки. ВЦИОМ договорился о покупке доли в TNS Russia с акционером компании британским холдингом WPP в июле.
Два информированных источника подтвердили, что сумма 1,4 млрд. руб. близка к тому, сколько ВЦИОМ согласился заплатить за 80% TNS. Но у сделки сложная структура, поэтому точные цифры назвать трудно, объясняет один из них.
ВЦИОМ полностью принадлежит государству и специализируется на социологических исследованиях, прежде всего опросах населения. По рейтингам TNS Russia продается реклама на ТВ, объем которой составил в прошлом году 137 млрд. руб. По ним же каналы строят контентную политику.
TNS считает телезрителей в России около 20 лет, все основные каналы, за исключением «Первого», пользуются его данными. Хотя топ-менеджеры телекомпаний не раз жаловались на TNS, чья панель «дискредитирована» и давно не обновлялась, участники рынка признавали, что «так, как TNS, не умеет измерять никто», и данным компании доверяют западные рекламодатели, чьи бюджеты обеспечивают 80% рынка телерекламы в стране.
Рейтинги TNS - общепризнанная валюта рынка, при этом каналы, рекламодатели и агентства сами решают, работать с этой компанией или нет. К примеру, «Первый канал» считает методику TNS устаревшей и давно не пользуется ее услугами (хотя Vi, селлер канала, продает рекламу в его эфире на базе рейтингов TNS).
Компания контролируется британским медиахолдингом WPP. В панели TNS 5,4 тыс. домохозяйств.
Это вынужденная продажа TNS. Британский холдинг WPP продает TNS, ключевого медиаизмерителя в России, из-за закона депутата Андрея Лугового, принятого 22 июня. Он запрещает заниматься телеизмерениями компании, более чем на 20% принадлежащей иностранцам.
Депутат Госдумы Андрей Луговой, и вслед за ним другие депутаты Госдумы считают: неправильно, что западная компания монопольно определяет предпочтения российских зрителей.
К 1 января 2017 года Роскомнадзор должен выбрать уполномоченного телеизмерителя по своим критериям. Данные уполномоченного им измерителя станут обязательными для использования телеканалами, селлерами рекламы и рекламными агентствами с 1 сентября 2017 года.
Участники рынка связывали закон с подготовкой к продаже TNS. По рейтингам TNS Russia продается реклама на ТВ, объем которой составил в прошлом году 137 млрд руб. По ним же каналы строят контентную политику.
Чтобы сохранить бизнес по телеизмерениям в России, WPP согласилась продать 80% TNS государству. «ВЦИОМ-медиа» будет владеть 80% ЗАО «ТНС Гэлллап медиа» и 80% ЗАО «ТНС Гэллап эдфакт». Помимо покупки долей в двух компаниях TNS, ВЦИОМ подписал контракт с WPP по доступу к технологиям измерений, лицензионным продуктам и так далее.
Ранее в СМИ появлялась информация о том, что сумма сделки будет небольшой по сравнению с выручкой TNS, которая «заметно превышает 5 млрд руб.». Официально финансовые показатели TNS не раскрывают ни она сама, ни WPP.
В результате сделки ВЦИОМ получает контроль не только над измерениями аудитории телеканалов и мониторингом выходов рекламы, но и над измерениями аудитории интернет-сайтов, радиостанций и печатных СМИ, которыми также занимается TNS.