Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'25
41
1 263
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Железнодорожный оператор АтлантГрузовая компания
1 275
Железнодорожный оператор АтлантТранслес
638

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 588,56  (-49,81%)
1 004,38  (-16,55%)
6 735,11  (-18,61%)
111 801,48  (-5 140,73%)
3 771,42  (-241,66%)
65,22  (-1,03%)
Источник Investfunds

Только ВЭБ могут заинтересовать активы «Новапорта»

По данным газеты «Коммерсантъ», предприниматель Роман Троценко, недавно возглавивший «Объединенную судостроительную корпорацию» (ОСК), ведет переговоры с «Внешэкономбанк» (ВЭБ) о продаже ему активов холдинга «Новапорт», управляющего шестью аэропортами в России. Если стороны договорятся, сделка может пройти с привлечением средств фонда Macquarie Renaissance Infrastructure Fund (MRIF). В самом «Новапорте» утверждают, что пытаются привлечь госбанк в качестве инвестора в развитие аэропортовых активов.

Указанные переговоры идут с лета: сделку сложно структурировать, поскольку активы находятся на балансе разных компаний или принадлежат физлицам. Официально на балансе «Новапорт» значатся только 74,9% ЗАО «Международный аэропорт Томска» (МОТ).

Сейчас стороны обсуждают варианты финансирования сделки, в частности, возможность привлечения средств MRIF. В августе ВЭБ и MRIF (создан ИГ «Ренессанс Капитал» совместно с австралийским инвестбанком Macquarie) заключили соглашение о совместном инвестировании в инфраструктурные проекты. Согласно документу, ВЭБ приобретет паи двух российских ПИФов, создаваемых УК «Ренессанс Капитал», на сумму до $200 млн. Эти фонды будут инвестировать средства в проекты на территории России и стран СНГ, в том числе в области строительства и обслуживания аэропортов.

В управлении «Новапорт» находится 38% акций аэропорта Толмачево (Новосибирск), 48% акций авиапредприятия «Алтай» (Барнаул), 68% акций аэропорта Баландино (Челябинск), 74,9% акций управляющей компании аэропорта Томска, 100% акций аэропорта Кадала (Чита) и 25% ЗАО «Международный аэропорт Калининград», управляющего аэропортом Храброво.

Толмачёво — один из двух пассажирских аэропортов Новосибирска, узловой порт региональных и международных авиаперевозок. 12 июля 1957 года считается днём рождения аэропорта. Именно в этот день в 1957 году из «Толмачёво» в Москву впервые отправился экипаж Ту-104, на его борту находились 50 пассажиров. До этого времени на месте «Толмачёво» был военный аэродром.

Пассажирскими рейсами аэропорт связан с крупнейшими городами России и стран СНГ, c ОАЭ, Турцией, Болгарией, Германией, Китаем, Южной Кореей, Японией и Таиландом. Также в Толмачёво производят промежуточную посадку грузовые самолёты при перелётах между Восточной Азией и Европой. Промежуточная посадка позволяет брать на борт меньше топлива и увеличивать полезную нагрузку.

Аэропорт принимает все современные типы воздушных судов, в том числе: Ил-96, Ту-214, Ан-124, Б-777, Б-767, Б-747, A-321, DC-10, MD-11, ATR-42. Толмачёво находится на окраине города Обь, в 17 км от центра Новосибирска, и связан с ним автобусами и маршрутными такси.

Комментарий

Эксперты считают выбор покупателя логичным — только ВЭБ могут заинтересовать сразу все разнородные активы «Новапорта».

Из всех объектов «Новапорта» инвестиционная привлекательность есть у новосибирского Толмачево, а также развивающегося челябинского Баландино, считает глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. В числе остальных активов компании эксперт выделяет лишь аэропорт Астрахани, который работает без убытков.

Гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак считает, что с коммерческой точки зрения даже новосибирский и челябинский аэропорты неинтересны: в 2008 году чистая прибыль Толмачево составила 128 млн руб., Баландино закончил год с 36 млн руб. убытка.