По словам источников "Ъ", одним из вариантов может быть погашение части долга перед ВЭБом за счет продажи непрофильных активов КТЗ на 10 млрд руб. и выкуп бывшими акционерами долгов перед синдикатом банков, но на это нужен новый кредит ВЭБа. Впрочем, итоговый вариант реструктуризации может оказаться иным.
О том, что наблюдательный совет ВЭБа 19 декабря "принял решение о реструктуризации" долга КТЗ перед госкорпорацией на 15 млрд руб., заявил губернатор Чувашии Михаил Игнатьев. Он подчеркнул, что решение о реструктуризации долга было принято "благодаря поддержке" Владимира Путина, которому губернатор докладывал о "тяжелой ситуации" на КТЗ.
Президент КТЗ Михаил Болотин подтвердил "Ъ", что принципиальное решение о реструктуризации принято и в концерне им "довольны", но детали "будут известны позже". Глава Минэкономики Чувашии Владимир Аврелькин пояснил "Ъ", что решение о "конкретном механизме реструктуризации еще не принято", он появится ориентировочно в марте--апреле 2015 года.
Сейчас 100% акций убыточного и обремененного долгами (около 60 млрд руб.) КТЗ принадлежат ВЭБу, который получил их в 2010 году от Михаила Болотина и Альберта Бакова в обмен на кредит в 15 млрд руб. У них есть опцион на обратный выкуп акций в 2017 году в случае возврата долга, но концерн должен более 32 млрд руб. без учета процентов синдикату банков и не погасил первый транш в июне 2013 года.
Теперь крупнейшие участники синдиката (среди них Сбербанк, ВТБ и "Петрокоммерц") пытаются взыскать с концерна долги через суд, сумма требований уже 13,8 млрд руб. В последний раз план реструктуризации должен был обсуждать наблюдательный совет ВЭБа в октябре, но из повестки заседания вопрос исключили.
Один из источников "Ъ", знакомых с ситуацией, предполагает, что нынешняя схема реструктуризации "будет во многом аналогична той, что обсуждалась осенью". В ее рамках, уверяет он, КТЗ может погасить часть долгов за счет продажи земель в Красноярске и Волгограде, которые освободятся при переносе мощностей Красноярского завода комбайнов на чебоксарский "Промтрактор" и оптимизации на Волгоградском тракторном заводе.
Источник говорит, что земли "оцениваются примерно в 10 млрд руб.". Пока не ясно, на погашение какого долга пойдут средства — перед ВЭБом или синдикатом. Параллельно, говорят собеседники "Ъ", структуры Михаила Болотина и Альберта Бакова должны завершить выкуп долгов у нескольких участников синдиката — МДМ-банка, "Ак Барса", "Зенита" и "Глобэкса" (выкуплены долги перед "Юникредитом", Райффайзенбанком, Энергопромбанком и BSGV).
Источники "Ъ" рассказывают, что "представители Михаила Болотина пытаются договориться с банками, чтобы заплатить 30-40% от суммы долга". Затем ВЭБ может выдать новый кредит структурам КТЗ на выкуп долгов у Сбербанка, ВТБ и "Петрокоммерца" (общий долг перед ними более 20 млрд руб.) и станет единственным кредитором КТЗ. Срок погашения реструктурированного долга пока не ясен, один из источников "Ъ" считает, что это возможно "до 2020 года".
Принципиальное отличие схемы от обсуждавшейся осенью в том, что господа Болотин и Баков могут досрочно вернуть себе 100% КТЗ, уверяют источники "Ъ".
"Раньше рассматривался вариант конвертации выкупленных бывшими владельцами долгов в уставный капитал головной компании, но схема признана нерабочей. Собственникам могут вернуть их пакет, который они передадут в залог ВЭБу под обеспечение реструктурированного долга",— отмечает один из источников.
Другой собеседник "Ъ" говорит, что для госкорпорации "это даже удобнее, чем напрямую владеть акциями проблемного концерна". Но ряд источников "Ъ" подчеркивает, что схему реструктуризации еще предстоит согласовывать, "пока точно понятно лишь то, что ВЭБ хочет избавиться от 100% концерна в собственности".