Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'25
57
1 408
II кв.'25
89
4 942
I кв.'25
71
1 653

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Железнодорожный оператор АтлантГрузовая компания
1 275
Железнодорожный оператор АтлантТранслес
638

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 566,42  (+23,72%)
995,35  (+11,03%)
6 720,32  (-75,97%)
103 562,06  (-201,91%)
3 459,41  (-0,08%)
63,38  (-0,14%)
Источник Investfunds

«Трансмашхолдинг» не будет выкупать у «Росатома» 49% ГК «Дело» из-за споров о цене

06.11.2025, Mergers.ru

Заключенное в конце 2024 года соглашение между «Росатомом», ГК «Дело» и «Трансмашхолдингом» (ТМХ) будет расторгнуто. По информации “Коммерсанта”, решение о целесообразности остановки сделки принято на прошедшей на днях встрече основателя ГК «Дело» Сергея Шишкарева, гендиректора ТМХ Кирилла Липы и первого заместителя гендиректора «Росатома» Кирилла Комарова.

«Росатом» вошел в капитал группы «Дело» в конце 2019 года, приобретя 30% за 29,9 млрд руб., а в 2022 году реализовал опцион на выкуп еще 19%, доведя свою долю до 49%.

Корпоративные отношения партнеров складывались небезоблачно, и в декабре 2024 года они заключили соглашение с третьей стороной — ТМХ. В рамках этого соглашения ТМХ выкупал у Сергея Шишкарева 1% в УК «Дело», в результате чего доля последнего сокращалась до 50%. С этим 1% ТМХ получал право назначать гендиректора управляющей компании, которым вскоре стал Алексей Лебедев. Подразумевалось продолжение сделки, которое могло иметь разную конструкцию. Одним из вариантов был обмен акциями между «Росатомом» и ТМХ: «Росатом» отдавал ТМХ свою долю в УК «Дело» и в обмен получал долю в капитале самого ТМХ. При этом соглашение могло быть развернуто вспять, если в течение года сторонам не удавалось договориться.

Источник издания, близкий к одной из сторон сделки, напоминает, что условиями продажи Сергеем Шишкаревым 1% УК «Дело» предусмотрен возврат этой доли в случае, если сделка не состоится. В интервью “Коммерсанту” в июне Кирилл Липа также говорил, что сделка может быть развернута, а 1% — вернуться к исходному собственнику и для продвижения сторонам нужно прийти к соглашению о ключевых параметрах этой договоренности, о структуре. «То есть это стоимость, это целесообразность, форматы участия»,— рассказывал господин Липа.

Собеседник “Ъ”, знакомый с ходом сделки, пояснил, что «Росатом» и ТМХ не смогли договориться об обмене активами: стороны не сошлись в их оценке.

Другой источник “Ъ”, близкий к одной из сторон, подтвердил, что основная причина распада договоренности — отсутствие взаимопонимания по стоимости актива. Ранее источники оценивали долю «Росатома» в УК «Дело» не менее чем в 200 млрд руб.

Другое обстоятельство, которое упоминают источники как осложняющее сделку,— потенциальное партнерство «Росатома» с портовым оператором DP World (Дубай, ОАЭ). Госкорпорация ведет переговоры о продаже DP World 50% минус 1 акция FESCO, напоминает собеседник, планируя создать международного логистического чемпиона. Сделка в различных конструкциях обсуждается давно. По информации, подписания ждали как на ПМЭФ в июне 2025 года, так и на ВЭФ в сентябре, однако этого не произошло. Подписание обязывающих документов ожидалось до конца года, рассказывает собеседник, но этому помешало введение в конце октября санкций ЕС против ДВМП — головной компании группы FESCO. Это потребовало от арабских партнеров взять паузу на юридический анализ и вступить в новые переговоры о цене пакета. «Росатом» переключился на более масштабную, чем предполагалось соглашением с ТМХ и ГК «Дело», цель по созданию международного транспортного холдинга с иностранным участием, констатирует собеседник издания.

Теперь стороны планируют реализовать опцион по выкупу Сергеем Шишкаревым 1% акций УК «Дело». После этого, предполагает собеседник “Ъ”, будет переизбран гендиректор компании и скорректирована стратегия развития.