«Последними событиями», вызвавшими приостановку сделки, следует считать санкционированный судом 31 марта 2018 года арест совладельца «Суммы» Зиявудина Магомедова, его брата Магомеда и главы компании «Интэкс» Артура Максидова, которых обвинили в хищениях, растрате и организации преступного сообщества.
3 апреля «Транснефть» также опровергла появившуюся версию о том, что «Сумма» запросила за долю в НМТП (паритетное СП группы и «Транснефти» Novoport Holding Ltd владеет 50,1% акций НМТП) $1,8 млрд., что в 2,5 раза выше рынка. Предположительно, глава «Транснефти» Николай Токарев посетовал на это на встрече с Владимиром Путиным.
В «Транснефти» заявили, что эта цифра «родилась в богатом воображении людей, не знакомых ни с ходом переговоров, ни с обсуждавшимися параметрами сделки».
Напомним, что о готовности выйти из НМТП «Сумма» сигнализировала в феврале 2018 года, «Транснефть» виделась наиболее вероятным покупателем доли в Novoport, а в конце февраля сделку одобрила ФАС. В марте совет директоров монополии поручил завершить переговоры с «Суммой» о сделке на «приемлемых условиях».
«Я думаю, государство как-то, наверное, в ближайшее время прояснит свои планы — и мы тоже примем решение», - Зиявудин Магомедов, владелец группы «Сумма», о судьбе НМТП 16 февраля в Сочи.
В «Транснефти» добавили, что на внеочередном собрании акционеров НМТП 13 апреля, где должны избрать новый состав совета директоров, монополия будет рекомендовать избрать председателем совета представителя государства.
Речь идет уже о второй попытке провести внеочередное собрание, первое 5 марта не состоялось из-за отсутствия кворума.
При этом состав кандидатов в совет в обоих случаях не полностью представлял состав акционеров: список кандидатур не смог сформировать владелец 50,1% акций НМТП Novoport Holding Ltd (паритетное СП группы «Сумма» и «Транснефти»).
В «Сумме» тогда объясняли, что не могут этого сделать из-за правительственного поручения заключить новое акционерное соглашение.
В итоге кандидатов в совет директоров НМТП выдвинули «Транснефть-Сервис» (структура «Транснефти», владеет 10,5% акций НМТП) и Росимущество (20% акций).
От «Транснефть-Сервиса» выдвинуто пятеро: гендиректор НМТП Сергей Киреев и топ-менеджеры «Транснефти» — первый вице-президент Максим Гришанин, вице-президенты Сергей Андронов и Рашид Шарипов, замдиректора департамента Николай Платонов. Росимущество предложило главу агентства Дмитрия Пристанскова и директора департамента Минтранса Александра Тихонова.
Сейчас у государства в НМТП есть избираемый представитель (господин Пристансков) и назначаемый (помощник президента РФ Игорь Левитин, представляет государство как владельца «золотой акции»).
Заметим, что история отношений «Суммы» и «Транснефти» в НМТП не всегда была бесконфликтной, но в последние месяцы, начиная с созыва в декабре Novoport первого внеочередного собрания акционеров, они виделись скорее консенсусом.
В «Транснефти» говорят, что сейчас видят «свою основную задачу в обеспечении стабильной работы порта», в «Сумме» и Росимуществе не предоставили комментарии.
Источник, знакомый с ситуацией, говорит, что рекомендация избрать госпредставителя главой совета директоров призвана подчеркнуть добровольное самоустранение «Транснефти» от контроля над НМТП и надежду на арбитраж государства.
«Для "Транснефти" сам факт намерения приобрести у "Суммы" долю в НМТП с учетом произошедшего несет определенные риски, и она заинтересована в том, чтобы подчеркнуть паузу и выждать завершения истории с "Суммой"»,— полагает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.