Стали известны детали обсуждаемой схемы раздела активов группы «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) между «Транснефтью» и «Суммой». Но партнеры не могут договориться по цене сделки, кроме того, есть угроза проблем с миноритариями группы.
Схему раздела активов НМТП президент «Транснефти» Николай Токарев представил Владимиру Путину еще в конце 2013 года. В документе говорится, что наличие нескольких крупных акционеров с разным видением развития актива приводит к «невозможности согласовать единую стратегию управления» и негативно влияет на экономические показатели.
Господин Токарев предложил разделить активы, продав «Сумме» подконтрольные «Транснефти» 35,57% акций НМТП (из них 25% принадлежит монополии через СП с «Суммой»). Затем «Транснефть» выкупит у НМТП нефтеналивные активы, включая ООО «Приморский торговый порт» (ПТП). В итоге пакет «Суммы» в НМТП увеличится до 63,32%, а государство сохранит блокпакет за счет 20% акций Росимущества, 5,3% акций, принадлежащих структурам ОАО РЖД и «золотой акции».
Другой, «наиболее радикальный» способ, предложенный Николаем Токаревым,— передача в доверительное управление или продажа «Транснефти» госпакета НМТП с выкупом монополией ПТП.
Основные наливные активы Новороссийского порта — нефтерайон «Шесхарис» (до 50 млн тонн нефти), СП НМТП и Gunvor «Новороссийский мазутный терминал» (до 5 млн тонн), ОАО ИПП по перевалке дизтоплива (до 1,8 млн тонн). Через ПТП ежегодно проходит до 75 млн тонн нефти и нефтепродуктов.
Один из вариантов — выкуп нефтеналивных активов по цене, близкой к объему долга НМТП перед «Сбербанком» ($1,95 млрд). По итогам сделки «Сумма» получит «чистый» сухогрузный порт без долгов, однако, цена может оказаться слишком низкой для «Суммы», которая может оценить все нефтеналивные активы с учетом переуступки прав аренды причалов «Шесхариса» примерно в $3 млрд. Сложно договориться и о цене доли «Транснефти»: в 2013 году компания купила 10,5% НМТП за 8,1 млрд руб. (в 1,5 раза выше рынка). Исходя из этого, пакет может быть оценен в 27,3 млрд руб. Но такая цена даже со скидкой может не устроить «Сумму».
Группа «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) является третьим портовым оператором Европы и безусловным лидером на российском стивидорном рынке по объему грузооборота. В состав Группы входят два крупнейших порта России — порт Новороссийск на Черном море, порт Приморск на Балтийском море, а также порт Балтийск в Калининградской области.
Порты Группы встроены в международные транспортные коридоры, связывающие Россию со странами Средиземноморья, Ближнего Востока, Северной Африки, Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америки, что делает их ключевым каналом транзита российских импортных и экспортных грузов.
По итогам 2012 года рыночная доля Группы НМТП составила 28% от грузооборота всех морских портов России, а также 56% перевалки нефти и 33% перевалки пшеницы в морских портах РФ. В 2012 году грузооборот Группы достиг 159 млн. тонн, в том числе 83 млн. тонн в порту Новороссийск и 75 млн. тонн в порту Приморск. Консолидированная выручка Группы НМТП по МСФО в 2012 году составила $ 1034 млн., EBITDA – $ 592 млн., а чистая прибыль – $ 316 млн.