По данным газеты «Коммерсант», «Транснефть» до конца 2018 года проработает вопрос buy back привилегированных акций (торгуются на Московской бирже), сообщил член совета директоров компании, глава РФПИ Кирилл Дмитриев.
Эта мера направлена на повышение капитализации «Транснефти»; 8 октября 2018 года buy-back и другие меры (например, опционы для менеджмента) обсуждал ее совет директоров. Глава РФПИ отметил, что идея будет обсуждаться и ведомствами, не уточнив возможного размера выкупа бумаг.
Еще в начале октября 2018 года господин Дмитриев признавал, что потенциал «Транснефти» «сильно недооценен». Префы «Транснефти» на Московской бирже выросли к концу дня - 08.10.2018 г. более чем на 2%, до 169 тыс. руб. за акцию.
«Мы вместе видим большой потенциал роста капитализации компании («Транснефти»), стоимость которой, по некоторым оценкам, может увеличиться в два раза», - Кирилл Дмитриев, глава РФПИ, октябрь 2017 года.
Сейчас 100% обыкновенных акций (78,1% уставного капитала) «Транснефти» владеет государство. РФПИ вошел в ее капитал в 2017 году.
Тогда фонд UCP, несколько лет споривший с монополией в судах о размере дивидендов, продал свои 71% префов за 170 млрд. руб. РФПИ, НПФ «Газфонд пенсионные накопления» и Газпромбанку. У РФПИ 0,43% префов, у Российско-китайского инвестфонда (РКИФ, создан РФПИ и China Investment Corporation) — еще 1,49%.
Ранее РФПИ предлагал поднять акционерную стоимость «Транснефти» через конвертацию привилегированных акций в обыкновенные, также фонд рассматривал привлечение в компанию своих фондов-партнеров.
Конвертация могла бы стать первым шагом в приватизации «Транснефти». Но сейчас эта идея активно не обсуждается, вопрос завис из-за западных санкций в отношении компании, говорил в августе глава монополии Николай Токарев.
«Если сейчас конвертировать "префы" в обыкновенные акции, то, по сути дела, надо владельцам приобретать новые акции,— заявлял он.— А приобретать новые акции компании, которая находится под санкциями,— тема скользкая, можно заварить кашу, пострадают и акционеры, и в целом интересы компании».
Сразу нескольких крупнейших российских компаний ТЭК в последнее время объявляли о планах по buy back, включая «Роснефть» и ЛУКОЙЛ. ЛУКОЙЛ начал выкуп бумаг в сентябре 2018 года.
По мнению господина Гарамита, buy back может быть использован для повышения капитализации компании, что было бы полезно в будущем для возможной приватизации пакета: «Транснефть» в перспективе сможет продать пакет по более высокой оценке.
Эксперт также считает, что «Транснефть» — один из наиболее перспективных инфраструктурных активов на российском рынке, с высоким соотношением маржа/EBITDA, низким долгом, снижающимися капзатратами и потенциалом роста дивидендов.
В случае приватизации потенциальными инвесторами в условиях санкций могут стать азиатские компании, отмечает господин Гарамита.