Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653
IV кв.'24
183
8 371

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Т-банк (Тинькофф)Росбанк
1 365

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 885,87  (-1,37%)
1 128,95  (+1,66%)
6 439,32  (-27,59%)
109 956,55  (+165,21%)
4 553,93  (+201,51%)
68,80  (+1,07%)
Источник Investfunds

«Транснефть» покупает долю в порту «Усть-Луга»

31.10.2017, Mergers.ru
По данным газет «Ведомости» и «Коммерсант», Федеральная антимонопольная служба России удовлетворила ходатайство «Транснефть-Балтика» (входит в «Транснефть») о покупке 25% плюс 1 голосующая акция в уставном капитале «Усть-Луга ойл», сообщило ведомство. Представитель «Транснефти» подтвердил готовящуюся сделку. Продавца и сумму сделки он не назвал.

Крупнейшими в мире являются перевалочные мощности терминалов Ближнего Востока. В частности, основной порт Саудовской Аравии Ras Tanura имеет общую пропускную способность около 6,5 млн. барр. в день (300 млн. т год).

Иран в ближайшие годы планирует запустить нефтяной терминал на берегах Оманского залива, который сможет переваливать до 50 млн. т в год.

Проектная мощность терминала «Усть-Луга ойл» – 30 млн. т нефтепродуктов в год, в том числе 19 млн. тонн мазута и 11 млн. тонн светлых нефтепродуктов и газового конденсата. Этот показатель делает терминал крупнейшим в Европе (после него идет Роттердам мощностью 27 млн. т), говорит эксперт-аналитик «Финама» Алексей Калачев.

«Усть-Луга ойл» – владелец и оператор терминала, осуществляющего перегрузку нефтепродуктов с железнодорожного транспорта на морские танкеры, говорится на сайте компании.

Терминал был построен под перевалку нефтепродуктов, чтобы заменить мощности в портах Прибалтики. Нефтетерминал «Усть-Луга» является конечной точкой «Балтийской трубопроводной системы – 2», предназначен для перевалки нефти на морские суда.

Основные грузоотправители – «Сургутнефтегаз», «Роснефть», «Газпром нефть». Перевалка в 2016 году составила 28,4 млн. тонн, выручка выросла на 9,5%, до 23,76 млрд. руб., чистая прибыль — в 4,8 раза, до 18,3 млрд. руб.

Сейчас акционерами «Усть-Луга ойл» являются международный энергетический трейдер Gunvor (26%, через кипрскую Capefar Limited) и миллиардер из списка Forbes Андрей Бокарев (74%, через ООО «Толинг»).

По данным Reuters, акции крупнейшего в Европе нефтепродуктового терминала продает Андрей Бокарев (совладелец и председатель совета директоров компаний «Трансмашхолдинг» и «Кузбассразрезуголь»).

Строительством терминала сначала занимался Gunvor, вложив около $1 млрд. В марте 2014 года, за день до введения против него западных санкций, совладелец Gunvor Геннадий Тимченко продал долю в трейдере партнеру Торбьорну Торнквисту, после чего Gunvor объявил о распродаже российских активов.

В результате в 2015 году структуры Андрея Бокарева купили у Gunvor 30% в угольной «Колмар», а затем 74% терминала в Усть-Луге (трейдер остался миноритарием). В феврале 2016 года Gunvor продал 50% мазутного терминала в Новороссийске «Транснефти» за $159 млн., то есть текущая сделка – уже второй актив трейдера, отходящий госкомпании.

Тем не менее, полностью из терминала в Усть-Луге Gunvor не выходит: там заявили, что не собираются продавать свой пакет.

Комментарий
Источники на рынке считают, что сделка пройдет примерно по цене 2015 года. Тогда актив оценивался в 100 млрд. руб., то есть сейчас «Транснефть» может заплатить 25–30 млрд. руб.

При общей стоимости компании до 100 млрд. руб. «Транснефть» может заплатить за блокпакет 20–25 млрд. руб., считает эксперт-аналитик «Финама» Алексей Калачев.

«Транснефть» уже владеет долей в Невской трубопроводной компании (владелец и оператор терминала по перевалке нефти в порту Усть-Луга).

«Вся инфраструктура порта и подводящие трубопроводы тесно переплетены. С этой точки зрения покупка компанией доли в порту логична», – пояснил представитель «Транснефти».

У компании есть доли во всех портах, в которых она работает. Перед ней стоит задача по обеспечению транспортировки нефтепродуктов, производство которых с завершением модернизации нефтеперерабатывающих заводов будет расти – на рынке ориентировочно появится 40 млн. т дизтоплива, говорит он.

«Владение пакетами акций в портах упрощает компании выполнение этой задачи», – добавил он.

Советник президента «Транснефти» Игорь Демин пояснил, что монополия давно была готова купить пакет в терминале, но он не продавался.

В компании считают сделку важной для более тесной координации работы с терминалом, ведь по завершению модернизации российских НПЗ «на рынке появится около 40 млн. тонн дизельного топлива и “Транснефти” придется заниматься вопросом экспорта значительной части этих объемов».

По мнению господина Демина, блокпакета достаточно, чтобы «к мнению “Транснефти” прислушивались». В то же время, «сделка пока находится на начальном этапе и может еще не состояться».

Блокирующий пакет позволит «Транснефти» влиять на стратегические решения терминала, что сделает сбыт продукции более предсказуемым, заметил партнер юридической компании Vinder Law Office Дмитрий Ошивалов.

«Усть-Луга ойл» начала генерировать хороший денежный поток – ее выручка в 2016 г. составила 23,7 млрд. руб., чистая прибыль – 18,3 млрд. руб., – говорит Калачев. – Именно этим актив интересен «Транснефти».

А владелец контрольного пакета, скорее всего, решил капитализировать свою долю участия, поделившись контролем с заинтересованным покупателем».

По мнению Андрея Полищука из Райффайзенбанка, вхождение «Транснефти» в капитал «Усть-Луга Ойл» почти не отразится ни на работе терминала, ни на показателях самой компании с учетом того, что между ними нет никакой синергии.

Он отмечает также, что резкого увеличения экспортных объемов дизельного топлива может не произойти, так как модернизация НПЗ затягивается.