Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'24
85
10 223
II кв.'24
98
2 943
I кв.'24
82
7 995

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ЗПИФ Консорциум.ПервыйЯндекс
5 015
Группа компаний МангазеяАО Полиметалл
3 690
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 572,36  (-24,53%)
808,58  (-7,71%)
5 916,98  (+23,36%)
97 415,77  (+2 967,13%)
3 291,51  (+211,64%)
73,31  (+0,01%)
Источник Investfunds

«Транснефть» покупает долю в порту «Усть-Луга»

31.10.2017, Mergers.ru
По данным газет «Ведомости» и «Коммерсант», Федеральная антимонопольная служба России удовлетворила ходатайство «Транснефть-Балтика» (входит в «Транснефть») о покупке 25% плюс 1 голосующая акция в уставном капитале «Усть-Луга ойл», сообщило ведомство. Представитель «Транснефти» подтвердил готовящуюся сделку. Продавца и сумму сделки он не назвал.

Крупнейшими в мире являются перевалочные мощности терминалов Ближнего Востока. В частности, основной порт Саудовской Аравии Ras Tanura имеет общую пропускную способность около 6,5 млн. барр. в день (300 млн. т год).

Иран в ближайшие годы планирует запустить нефтяной терминал на берегах Оманского залива, который сможет переваливать до 50 млн. т в год.

Проектная мощность терминала «Усть-Луга ойл» – 30 млн. т нефтепродуктов в год, в том числе 19 млн. тонн мазута и 11 млн. тонн светлых нефтепродуктов и газового конденсата. Этот показатель делает терминал крупнейшим в Европе (после него идет Роттердам мощностью 27 млн. т), говорит эксперт-аналитик «Финама» Алексей Калачев.

«Усть-Луга ойл» – владелец и оператор терминала, осуществляющего перегрузку нефтепродуктов с железнодорожного транспорта на морские танкеры, говорится на сайте компании.

Терминал был построен под перевалку нефтепродуктов, чтобы заменить мощности в портах Прибалтики. Нефтетерминал «Усть-Луга» является конечной точкой «Балтийской трубопроводной системы – 2», предназначен для перевалки нефти на морские суда.

Основные грузоотправители – «Сургутнефтегаз», «Роснефть», «Газпром нефть». Перевалка в 2016 году составила 28,4 млн. тонн, выручка выросла на 9,5%, до 23,76 млрд. руб., чистая прибыль — в 4,8 раза, до 18,3 млрд. руб.

Сейчас акционерами «Усть-Луга ойл» являются международный энергетический трейдер Gunvor (26%, через кипрскую Capefar Limited) и миллиардер из списка Forbes Андрей Бокарев (74%, через ООО «Толинг»).

По данным Reuters, акции крупнейшего в Европе нефтепродуктового терминала продает Андрей Бокарев (совладелец и председатель совета директоров компаний «Трансмашхолдинг» и «Кузбассразрезуголь»).

Строительством терминала сначала занимался Gunvor, вложив около $1 млрд. В марте 2014 года, за день до введения против него западных санкций, совладелец Gunvor Геннадий Тимченко продал долю в трейдере партнеру Торбьорну Торнквисту, после чего Gunvor объявил о распродаже российских активов.

В результате в 2015 году структуры Андрея Бокарева купили у Gunvor 30% в угольной «Колмар», а затем 74% терминала в Усть-Луге (трейдер остался миноритарием). В феврале 2016 года Gunvor продал 50% мазутного терминала в Новороссийске «Транснефти» за $159 млн., то есть текущая сделка – уже второй актив трейдера, отходящий госкомпании.

Тем не менее, полностью из терминала в Усть-Луге Gunvor не выходит: там заявили, что не собираются продавать свой пакет.

Комментарий
Источники на рынке считают, что сделка пройдет примерно по цене 2015 года. Тогда актив оценивался в 100 млрд. руб., то есть сейчас «Транснефть» может заплатить 25–30 млрд. руб.

При общей стоимости компании до 100 млрд. руб. «Транснефть» может заплатить за блокпакет 20–25 млрд. руб., считает эксперт-аналитик «Финама» Алексей Калачев.

«Транснефть» уже владеет долей в Невской трубопроводной компании (владелец и оператор терминала по перевалке нефти в порту Усть-Луга).

«Вся инфраструктура порта и подводящие трубопроводы тесно переплетены. С этой точки зрения покупка компанией доли в порту логична», – пояснил представитель «Транснефти».

У компании есть доли во всех портах, в которых она работает. Перед ней стоит задача по обеспечению транспортировки нефтепродуктов, производство которых с завершением модернизации нефтеперерабатывающих заводов будет расти – на рынке ориентировочно появится 40 млн. т дизтоплива, говорит он.

«Владение пакетами акций в портах упрощает компании выполнение этой задачи», – добавил он.

Советник президента «Транснефти» Игорь Демин пояснил, что монополия давно была готова купить пакет в терминале, но он не продавался.

В компании считают сделку важной для более тесной координации работы с терминалом, ведь по завершению модернизации российских НПЗ «на рынке появится около 40 млн. тонн дизельного топлива и “Транснефти” придется заниматься вопросом экспорта значительной части этих объемов».

По мнению господина Демина, блокпакета достаточно, чтобы «к мнению “Транснефти” прислушивались». В то же время, «сделка пока находится на начальном этапе и может еще не состояться».

Блокирующий пакет позволит «Транснефти» влиять на стратегические решения терминала, что сделает сбыт продукции более предсказуемым, заметил партнер юридической компании Vinder Law Office Дмитрий Ошивалов.

«Усть-Луга ойл» начала генерировать хороший денежный поток – ее выручка в 2016 г. составила 23,7 млрд. руб., чистая прибыль – 18,3 млрд. руб., – говорит Калачев. – Именно этим актив интересен «Транснефти».

А владелец контрольного пакета, скорее всего, решил капитализировать свою долю участия, поделившись контролем с заинтересованным покупателем».

По мнению Андрея Полищука из Райффайзенбанка, вхождение «Транснефти» в капитал «Усть-Луга Ойл» почти не отразится ни на работе терминала, ни на показателях самой компании с учетом того, что между ними нет никакой синергии.

Он отмечает также, что резкого увеличения экспортных объемов дизельного топлива может не произойти, так как модернизация НПЗ затягивается.

 

Слияния и поглощения в России. Использование информации

Настоящий сайт, размещенная на нем информация, текстовые и графические материалы, средства индивидуализации, а также любые связанные с ними права принадлежат ООО Сбондс.ру (далее — Cbonds Group). Воспроизведение, изменение, распространение или иное использование указанной информации, полностью или частично, другими лицами без письменного согласия Cbonds Group запрещено.

Cbonds Group вправе без предварительного уведомления вносить изменения в любые разделы настоящего сайта, а также обновлять содержимое или прекращать работу отдельных разделов сайта или сайта целиком в любое время по своему собственному усмотрению.

Cbonds Group предпринимает разумные меры по сохранению конфиденциальности любой информации, которая может время от времени передаваться через данный сайт и, при этом, вправе использовать такую информацию, включая, помимо прочего, персональные данные, для предоставления информации об услугах Cbonds Group, а также раскрывать такую информацию своим работникам, представителям, агентам или аффилированным лицам, а также государственным органам, требующим раскрытия такой информации на законном основании.

Информация, размещенная на данном сайте, не предназначена для распространения или использо-вания в любом государстве или юрисдикции, где ее распространение является противоречащим применимому законодательству и/или требует какой-либо регистрации со стороны Cbonds Group.

Информация, содержащаяся в материалах настоящего сайта, если специально не оговорено иное, носит информационный вспомогательный характер и/или является исключительно частным суж-дением специалистов Cbonds Group, не является рекламой каких-либо финансовых инструментов, продуктов или услуг или предложением/рекомендацией совершать операции на рынке ценных бумаг, а равно не может быть использована в качестве допустимого доказательства при урегулировании споров в судебном или во внесудебном порядке.

Любые инвестиции в ценные бумаги, иные финансовые инструменты или объекты, упоминаемые в материалах сайта, могут быть связаны со значительным риском, могут оказаться неэффективными или неприемлемыми для той или иной категории инвесторов. Необходимо обладать определенными знаниями и опытом в финансовых вопросах, в вопросах оценки преимуществ и рисков, связанных с инвестированием в тот или иной финансовый инструмент.

Cbonds Group предпринимает разумные усилия для получения размещаемой на сайте информации из источников, по ее мнению, заслуживающих доверия, но Cbonds Group не делает никаких заверений в отношении того, что информация или оценки, содержащиеся на настоящем сайте, являются достоверными, точными, своевременными или полными.

Ни Cbonds Group, ни кто-либо из ее работников, представителей, агентов или аффилированных лиц не несет ответственности:
• в отношении финансовых результатов, полученных в практической деятельности на основании использования информации, содержащейся на настоящем сайте;
• за достоверность любой информации, приведенной в составе правомерно размещенных на сайте материалов из внешних источников, и любые последствия использования этой ин-формации;
• за убытки, вызванные или возникшие в связи с настоящим сайтом, доступом к нему или невозможностью такого доступа, его использованием, неисправностями или перерывами в работе сайта или в результате какого-либо иного действия или бездействия сторон, вовлеченных в создание сайта или предоставления данных, содержащихся на сайте, независимо от того, контролирует ли Cbonds Group, привлеченные Cbonds Group лица либо поставщики программного обеспечения или услуг обстоятельства на это влияющие;
• за убытки, причиненные компьютерным вирусом во время передачи или получения доступа к услугам или информации на настоящем сайте, или же причиненные другим компьютерным кодом или программным средством, которые могут использоваться для получения доступа, уничтожения информации, повреждения, прерывания или создания другой помехи для работы настоящего сайта или программного, аппаратного обеспечения, информации или имущества любого пользователя.

Некоторые интернет-сайты могут содержать указатели для перехода на данный сайт, при этом, Cbonds Group не несет ответственность за содержание таких сайтов или за предлагаемые через них продукты или услуги, равно как за убытки любого рода, возникающие в связи с доступом, использованием, функционированием или соединением с другими интернет-сайтами, осуществленными с настоящего сайта.

Любые риски, вызванные или возникшие в связи с использованием настоящего сайта, несут исключительно его посетители.

показать весь текстскрыть текст