Уставный капитал платежной системы разделен на акции класса А (каждая дает владельцу 10 голосов) и класса B (один голос). При продаже акций класса А конвертация ценных бумаг в класс В происходит автоматически. Из материалов Qiwi следует, что Солонин, владеющий, по данным на 13 сентября 2014 г., 55,6% голосующих акций, вплотную приблизился к контролю над компанией в июне 2014 г., не участвовав в третьем размещении акций компании и не конвертировав их. Из документа, опубликованного SEC, также следует, что контрольный пакет Qiwi у Saldivar появился после продажи Mail.ru Group 4% акций платежной системы (и, соответственно, их конвертации из класса А в класс B). Эта сделка была закрыта в начале сентября.
Солонин мог бы увеличить количество собственных представителей в совете директоров Qiwi. Это расширило бы его полномочия: большинство позволяет крупнейшему акционеру самостоятельно решать практически все ключевые вопросы, связанные с бизнесом компании, за исключением принятия стратегии и бюджета Qiwi, продажей контроля над входящими в группу компаниями, ее слиянием с другими компаниями, эмиссией дополнительных акций, и некоторые другие. По уставу Qiwi они должны решаться более чем 75% голосов.
Но пока вопрос об усилении позиций Солонина в совете директоров не стоит, уверяет человек, знакомый с менеджментом Qiwi. Солонин является гендиректором компании, контролирующим ее операционную деятельность, и в связи с увеличением его пакета акций до контрольного Qiwi не ожидает никаких изменений, уверяет ее представитель. Qiwi продолжит реализовывать ранее заявленную стратегию развития, не сомневается он.
В проспекте к июньскому размещению ADS Qiwi относила расширение полномочий Солонина к рискам. Это может значительно усилить его позиции и, соответственно, ослабить позиции миноритариев Qiwi, говорилось в проспекте. Интересы Солонина не всегда могут совпадать с интересами других акционеров, что может привести к замедлению различных бизнес-процедур в компании и негативно сказаться на стоимости акций Qiwi, предупреждала компания.
Но на практике трудно прогнозировать, что между Солониным и крупнейшими миноритариями Qiwi могут возникнуть серьезные разногласия, считает аналитик «Сбербанка CIB» Анна Лепетухина. Получение Солониным контроля над Qiwi — технический момент, который при этом не зависел от крупнейшего акционера Qiwi, считает она. К тому, что получение Солониным контроля над Qiwi вряд ли повлечет заметные последствия для группы компаний и для него самого, склоняются и другие опрошенные «Ведомостями» эксперты. Контроль над компанией не дает ему возможности в перспективе продать ее стратегическому инвестору с премией: в ходе продажи при конвертации акций класса А в акции класса B его пакет размоется, прогнозирует один из них.