Пермские краевые власти не решились отклонить заявку «Новапорта», предложившего за 75% аэропорта «Пермь» лучшую цену, и признать победителем прежнего фаворита — холдинг «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга. Эксперты полагают, что краевые власти не смогли найти причину, чтобы без скандала отклонить заявку потенциального победителя.
Таким образом, «Новапорту» отошло право строительства нового терминала аэропорта Пермь. Определенную роль в победе, считают эксперты, могла сыграть и личность владельца «Новапорта» Романа Троценко, являющегося советником президента «Роснефти» Игоря Сечина.
27 февраля 2015 года ОАО «Корпорация развития Пермского края» (100% в собственности краевого Минпромторга) огласило итоги отбора инвестора для строительства нового аэровокзального корпуса ОАО «Международный аэропорт Пермь» (МАП). Победителем было признано ООО «Новая Колхида», подконтрольное Роману Троценко, владельцу холдинга «Новапорт» и советнику президента «Роснефти» Игоря Сечина.
Основанием для победы, по словам гендиректора КРПК Кирилла Хмарука, послужила лучшая цена, предложенная победителем (1,5 млрд руб., в два раза больше стартовой цены), и соответствие заявки всем квалификационным требованиям. Договор с этой компанией предположительно будет заключен до 12 марта.
Напомним, что другие участники отбора предложили на 30–50% меньше победителя (ООО «Базэл Аэро» — 780 млн руб., ЗАО «Большое Савино-Инвест» — 1,04 млрд руб.). Стартовая цена 75% акций МАП составила 770 млн руб.
Гендиректор «Новапорта» Сергей Рудаков отметил „Ъ“, что победителем конкурса его холдинг можно считать только после официальной публикации. «Конкурс завершился справедливой победой „Новапорта“. Несмотря на некоторые сложности и противоречия в процедуре отбора», — отметили в «Базэл Аэро».
Победитель отбора получит 75% акций МАП, но не сразу, а в три этапа. Конечная дата сдачи в эксплуатацию терминала — 1 декабря 2017 года — совпадает с датой консолидации инвестором 75% акций. Для его строительства победитель должен будет выдать МАП заем в 1,5 млрд руб.
Эксперты ожидали победы в этом отборе авиахолдинга предпринимателя Виктора Вексельберга: именно структура «Аэропортов регионов» выиграла первый конкурс по Большому Савино, впоследствии отмененный самим губернатором Прикамья Виктором Басаргиным.
В пользу этой версии говорил тот факт, что проектированием нового терминала (этот проект придется реализовывать инвестору МАП) занялась российская проектная организация «Спектрум-Холдинг», имеющая богатый опыт работы с «Аэропортами регионов» (проектирование терминалов Саратова, Самары, здания аэровокзального комплекса аэропорта Кольцово).
По данным „Ъ“, «Аэропорты регионов» ожидали, что после вскрытия конвертов краевые власти отклонят более щедрое предложение конкурентов — для этого якобы имелись правовые основания в виде выявленных несоответствий квалификационным требованиям. Однако власти не стали этого делать: по одной из версий — из-за опасений быть в очередной раз обвиненными в лоббировании интересов определенной компании.
Собеседник, близкий к краевым властям, подтвердил „Ъ“, что надежды конкурентов были небезосновательными: «Конкурсная документация составлена так, что имеется возможность для отклонения заявки инвестора».
«Холдинг Троценко предложил лучшую цену. В данном случае не принималось никаких политических решений, что в очередной раз доказывает преувеличенность слухов о связке Басаргина с „Реновой“», — уверяет собеседник „Ъ“, который также опроверг версию, что свою роль в победе «Новапорта» сыграло знакомство господина Троценко с президентом «Роснефти» Игорем Сечиным.
«У губернатора также хорошие отношения с Сечиным. Если „Новапорт“ будет вести себя плохо, можно будет апеллировать к высокопоставленному государственному деятелю», — пояснил собеседник „Ъ“.
Господин Рудаков заявил „Ъ“, что если бы заявка «Новапорта» была отклонена по квалификационным причинам, то это было бы оспорено.
Пермский аэропорт для компании Виктора Вексельберга еще до конца не потерян. По информации „Ъ“, победитель конкурса ведет переговоры с краевыми властями об ослаблении условий акционерного соглашения, недовольство которым успел выразить ранее. Если стороны не договорятся в срок до 12 марта, то победителем может быть признана вторая заявка — «Аэропортов регионов».
Сергей Рудаков сообщил „Ъ“, что условиями тендера после объявления итогов предусмотрены переговоры об изменении соглашений, если стороны на это согласны. «Мы такой возможностью воспользуемся», — отметил он.
«Очень сложно было аргументированно и без скандалов отменить конкурс, когда цена настолько превосходит предложения конкурентов, — полагает бывший глава администрации губернатора Пермского края Фирдуc Алиев. — Особенно после того, как первый конкурс был проведен с „кривыми“ схемами». Свою роль при принятии решения сыграла и личность Романа Троценко, добавляет эксперт: «Это не просто человек с улицы, а все-таки советник Сечина».
По мнению господина Алиева, холдинг Виктора Вексельберга не просчитал действия конкурентов, думал, что заявленной суммы хватит, но «Новапорт» выложил денег на грани экономической целесообразности. «Для Пермского края это плюс. Во-первых, больше денег получит бюджет. Во-вторых, в регион пришел новый, независимый игрок», — считает бывший пермский чиновник.
Фирдус Алиев полагает, что на отношения Пермского края и бизнеса Виктора Вексельберга этот проигрыш не повлияет. «Должен быть баланс отношений. Нельзя обвинить край в том, что он не способствовал победе. Да, проиграли, неприятно. Но проиграли в конкурентной борьбе. Не вижу необходимости вступать в конфронтацию по другим проектам „Реновы“ — по энергетическим, коммунальным, строительным».
«Политика и экономика взаимосвязаны. Экономика находится в базисе, политика в надстройке. Если в экономике происходят какие-то нарушения, то и в политике наблюдаются сдвиги, — уверен политолог Алексей Чусовитин. — Мой прогноз: отношения губернатора с „Реновой“ будут напряженными».