По данным газеты «Коммерсант», как стало известно из ЕГРЮЛ, в марте 2019 года учредители управляющего сетью продуктовых магазинов «Есть бери» ООО «Фуд кафе» вышли из капитала компании.
Ранее 50% «Фуд кафе» было у Антона Сосина, сына основателя DIY-сети «Старик Хоттабыч» и экс-совладельца OBI в России Игоря Сосина.
Такая же доля принадлежала Артуру Сираканяну, владельцу и гендиректору K Capital, которая управляет несколькими проектами Александра Колобова, включая сети «Шоколадница» и Burger King.
Реальными владельцами «Фуд кафе» выступали господин Колобов и Игорь Сосин, говорил источник “Ъ”, знакомый с проектом. Теперь 99,99% «Фуд кафе» зарегистрировано на саму компанию.
Собеседник “Ъ”, близкий к компании, подтвердил, что «Есть бери» закрыта из-за неудовлетворения собственников темпами развития бизнеса. Формат предполагал открытие магазинов с зоной кафе на площадях около 200 кв. м.
Акцент был сделан на продукцию fresh и ultra fresh. До конца 2018 года планировалось запустить пять магазинов, а в этом году расширить сеть до 100 объектов. На сайте «Есть бери» перечислено три магазина в Москве. Сегодня все объекты закрыты, сообщил источник “Ъ”.
«Есть бери» не первая попытка Игоря Сосина выйти на рынок продуктовой розницы. Ранее ему принадлежало 33,3% сети «Фреш маркет 77». Но из-за расхождения во взглядах на темпы развития компании с партнерами осенью 2017 года бизнесмен продал долю одному из основателей телекоммуникационной компании NetByNet Грегори Беренштейну.
Сегодня интересы Игоря Сосина в основном связаны с производством продуктов. Так, в 2012 году он стал совладельцем британской Freedrinks Ltd, запустившей линейку напитков ZEO.
Кроме того, бизнесмен может инвестировать в компанию Famous Amazing Brands, в портфеле которой содовая Vanilla Flight, тонизирующий напиток Anarchy, газировка Boobsberry и другие.
Магазины «Есть бери» оказались слишком дорогими, указывает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. По его оценкам, открытие трех объектов могло обойтись в 50 млн. руб., что в 2,5–3 раза превышает удельные расходы на квадратный метр, к примеру, «Вкусвилла».
В совокупности с высокими ставками аренды, больше подходящими для HoReCa, сроки окупаемости «Есть бери» могли достигать «космических» 15–20 лет, отмечает господин Бурмистров.
Так, по данным JLL на конец 2018 года, средняя ставка в районе Мясницкой улицы, рядом с которой находился магазин «Есть бери», была 85 тыс. руб. за 1 кв. м. С учетом расходов на персонал, аренду и прочее глава «Infoline-Аналитики» оценивает общие расходы на проект примерно в 100 млн. руб.
При этом, отмечает господин Бурмистров, концепция кафе в магазинах актуальна, примером может служить формат «Азбуки вкуса» AB Daily.
Представитель «Азбуки вкуса» Андрей Голубков указывает, что востребованность сильно зависит от локации, наличия трафика из целевой аудитории и ассортимента. В «Азбуке вкуса», к примеру, пользуется спросом готовая кулинария навынос, добавляет он.
«Есть бери» пыталась закрепиться в похожей нише, но проект подвели высокие расходы, более слабый бренд и невнятный ассортимент, заключает Михаил Бурмистров.
«Мы забираем клиента у доставок еды и ресторанов», - Владимир Садовин, экс-гендиректор «Азбуки вкуса», в интервью газете «Ведомости» в ноябре 2017 года.