Как стало известно „Ъ“, Земельный суд Вены в середине августа 2015 года проведет слушания по делу об экстрадиции в Россию экс-главы «Башнефти» Урала Рахимова, заочно обвиняемого в присвоении акций этой компании и их последующем отмывании.
Направляя запрос в Вену, Генпрокуратура РФ гарантировала главе Минюста Австрии Вольфгангу Брандштеттеру, что господин Рахимов не преследуется на родине по политическим мотивам, под следствием будет находиться во вполне комфортных условиях, а отбыв наказание, сможет выехать за границу.
Адвокаты обвиняемого, в свою очередь, направили в Австрию документы, свидетельствующие, по их версии, о нарушении прав господина Рахимова на полноценную защиту. Сам же он рассчитывает получить австрийское гражданство.
Обращаясь в Минюст Австрии, Генпрокуратура просила заключить Урала Рахимова под стражу, а только после этого рассмотреть вопрос о его экстрадиции в РФ. В избрании меры пресечения Земельный суд Вены прокурорам отказал, так как австрийские адвокаты предоставили гарантии того, что господин Рахимов не будет скрываться и по первому требованию явится в суд для рассмотрения экстрадиционного запроса по существу.
Учитывая, что Австрия, получив первый запрос о выдаче сына экс-главы Башкирии Муртазы Рахимова, потребовала для Урала Рахимова дополнительные гарантии, Генпрокуратура их предоставила.
Согласно письму из надзорного органа министру юстиции Австрии Вольфгангу Брандштеттеру, господина Рахимова экстрадируют в Россию исключительно для привлечения к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные ч. 3 ст. 33, ч. 4 ст. 160 (организация присвоения чужого имущества — речь идет об акциях «Башнефти») и ч. 3 ст. 33, ч. 4 ст. 174.1 (организация отмывания (легализации) похищенных акций) УК РФ, срок давности по которым не вышел. При этом Генпрокуратура гарантирует, что ни в каких иных преступлениях господин Рахимов обвинен не будет.
В документе отмечается, что за преступления, инкриминируемые Уралу Рахимову, не предусмотрено наказание в виде смертной казни. Надзорный орган гарантирует при этом, что лицо, выдача которого запрашивается, не преследуется по политическим мотивам, в связи с его расовой принадлежностью, вероисповеданием, национальностью или политическими взглядами.
Отдельная гарантия связана с тем, что в России Уралу Рахимову в соответствии с международными нормами будут предоставлены все возможности для защиты, что он не будет подвергаться пыткам и бесчеловечному отношению.
В случае выдачи его определят в СИЗО с учетом стандартов, определенных Европейскими пенитенциарными правилами, а сотрудники посольства Австрии в РФ смогут посещать заключенного Рахимова с тем, чтобы контролировать действия предоставленных гарантий. Более того, после отбывания наказания, как отмечает Генпрокуратура, он сможет беспрепятственно покинуть территорию РФ.
По словам адвоката Урала Рахимова Айрата Латыпова, к постановлению о запросе на экстрадицию Генпрокуратура действительно приложила письменные гарантии.
«Но если судить по тому, с какими нарушениями прав нашего подзащитного расследуется это дело, мы считаем, что эти заверения не будут соблюдены»,— отметил защитник.
Он утверждает, что в ходе расследования дела «адвокатам обвиняемого даже не присылали повестки на допрос и в судебные заседания, чем было нарушено право Урала Рахимова на защиту». «Следователь этого даже не отрицал, ссылался, что достаточно того, что его „папа (Муртаза Рахимов.— „Ъ“) знает“»,— отметил господин Латыпов.
Адвокат сообщил, что защитникам, представляющим интересы Рахимова-младшего в Австрии, были переданы документы, касающиеся расследования его дела, а также положительные характеристики на него от бывшего руководства хоккейного клуба «Салават Юлаев», президентом которого глава «Башнефти» прежде являлся.
На вопрос о возможном наличии у Урала Рахимова гражданства или вида на жительство в Австрии защитник ответить затруднился, сообщив лишь, что «раз Земельный суд Вены не стал избирать для него меру пресечения, значит, у него есть какой-то авторитет и взаимоотношения с австрийским государством».
Осведомленный источник, близкий к семье Рахимовых, сообщил „Ъ“, что Урал Рахимов подавал документы на получение гражданства и должен был его получить «со дня на день»