Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'25
40
1 253
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Железнодорожный оператор АтлантГрузовая компания
1 275
Лисин Владимир СергеевичЗавод Прогресс (Липецкая область)
800

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 682,47  (-2,13%)
1 022,94  (-0,81%)
6 688,46  (+27,25%)
116 458,54  (+1 972,24%)
4 314,08  (+122,96%)
66,03  (-1,06%)
Источник Investfunds

В деньгах сделки M&A в фармотрасли за прошлый год сократились на треть

30.03.2017, Mergers.ru

По данным газеты «Ведомости», за 2016 год в фармацевтической отрасли и секторе медицинских технологий совершено сделок на $500 млрд, это 9% всех сделок в мире. Об этом сказано в годовом обзоре «Глобальное здравоохранение» инвесткомпании Arterial Capital Management (ACM) со ссылкой на данные Dealogic.

Можно говорить о нормализации, считают аналитики ACM. Сумма сделок с фармкомпаниями и в секторе медтехнологий упала на 34% по сравнению с 2015 г., средний размер – $383 млн против $543 млн год назад, но все равно это на 10% выше среднего показателя за последние 10 лет.

Основная часть сделок пришлась на покупку производителей фармпрепаратов – $297 млрд., преимущественно в Северной Америке. Основные покупатели – стратегические инвесторы, т. е. сами фармкомпании или дистрибьюторы (86% сделок).

Интерес к отрасли со стороны стратегических инвесторов значительный, подтверждает Максим Горбачев, управляющий партнер «РМИ партнерс» – венчурной компании, управляющей фондом «Роснаномединвест» («дочка» «Роснано», инвестирует в фармацевтику и биотехнологии).

По его словам, в России большая часть сделок также приходится на компании, у которых есть производство и дистрибьюторские возможности или же права на продажу уже коммерциализируемых лекарств.

Особенность сделок в России – кроме важности интеллектуальной собственности здесь также интерес представляют производственные активы как способ локализации продуктов иностранных компаний.

То есть фактически это приобретение доступа к рынку, отмечает коммерческий директор группы «Химрар» Юрий Красненков, поскольку у локальных компаний есть преимущество в госзакупках.

Аналитики ACM не оценивают сделки с участием российских фармкомпаний.

Сумма и число сделок с компаниями из сферы фармацевтики и медицинских технологий в мире будут увеличиваться и дальше благодаря ускорению экономического роста и увеличению затрат на здравоохранение, прогнозируют аналитики ACM.

Истечение патентов, конкуренция с производителями дженериков и снижение эффективности научных исследований будут стимулировать спрос на свежие разработки и интеллектуальную собственность небольших участников рынка, считают эксперты.

В России немного разработок, способных конкурировать на мировом рынке, добавляет инвестиционный директор фонда «Сколково» Владимир Сакович. Развитие рынка слияний и поглощений тормозит то, что российские компании – это преимущественно производители дженериков и биоаналогов, ориентированные исключительно на внутренний рынок.

Это ограничивает интерес зарубежных компаний, отмечает аналитик Frost & Sullivan Дмитрий Распопов. Число слияний и поглощений в российской фармотрасли незначительно, говорить о полноценно сформировавшемся рынке таких сделок преждевременно, считает Распопов.

В России инвесторы любят входить на последних стадиях разработки или выводе на рынок, когда риски разработки и исследований уже сняты, в мире часты сделки входа на более ранних этапах, отмечает Красненков.

В России много сырых проектов, где недостаточно качественно сделаны ранние стадии исследований или плохо защищена интеллектуальная собственность, объясняет гендиректор «Р-фарма» Василий Игнатьев.

Фонд посевных инвестиций Российской венчурной компании сосредоточен не на проектах, связанных с разработкой новых молекул, – такое под силу только крупным институтам и фармгигантам, а на проектах, которые создают лекарства, по-новому сочетая уже известные компоненты, говорит представитель фонда.

В мире культура создания новых препаратов насчитывает десятилетия, в России первые интересные разработки стали появляться в начале 2000-х, напоминает Игнатьев. Но количество привлекательных для инвесторов разработок растет, отмечает он.