По данным газеты «Коммерсант», эксперты "Газпрома" и Shell завершили оценку проекта "Балтийский СПГ". Shell по итогам экспертной оценки строительства завода по сжижению газа на Балтике подтвердила интерес к проекту.
В середине апреля 2016 года англо-голландская компания отправила письмо главе "Газпрома" Алексею Миллеру, описав "существенные условия" участия в "Балтийском СПГ". Новая предварительная стоимость проекта: при мощности завода 10 млн т СПГ в год речь идет о $11,5 млрд. Последняя официальная оценка, которую давал "Газпром", относилась к началу 2014 года и составляла $10 млрд.
Но источники, знакомые с ситуацией, считают удорожание проекта на 15% даже в условиях резкой девальвации рубля успехом, а не проблемой: "Девальвация и, соответственно, удешевление значительной части работ позволили нам уложиться в ключевое ограничение в $1,2 тыс. инвестиций на тонну СПГ".
Впервые о предметном интересе Shell к проекту стало известно середине июня 2015 года. Тогда предполагалось, что компания может получить до 49% в заводе, а меморандум будет подписан на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). Но этого не произошло, хотя глава "Газпрома" Алексей Миллер подтверждал начало переговоров с Shell.
"Балтийский СПГ" обсуждается в контексте глобального партнерства "Газпрома" и Shell, которое включает газопровод Nord Stream-2, расширение СПГ-завода на Сахалине и обмен активами, в результате которого российская монополия рассчитывает получить позиции в СПГ на рынках АТР.
Все это отнюдь не ускоряет переговоры по заводу на Балтике как таковому.
Теперь Shell хочет получить в проекте 25-35%, а не 49%. Поскольку за "Газпромом" в любом случае остается контроль, это создает пространство для привлечения еще одного крупного партнера, возможно, из стран — потребителей газа.
"Газпром" и Shell снова рассчитывают подписать меморандум о "Балтийском СПГ" на ПМЭФ в середине июня, но документ почти наверняка будет юридически не обязывающим.
У "Газпрома" остается совсем мало времени, чтобы запустить "Балтийский СПГ" к 2022 году, когда, как ожидается, откроется небольшое "окно" для выхода на рынок новых объемов.
Поскольку большая часть газа с проекта, видимо, пойдет не конечным потребителям по долгосрочным соглашениям, а в глобальный портфель Shell и трейдера "Газпрома" GM&T, то существенных проблем с контрактованием газа возникнуть не должно.