По данным газеты «Коммерсант», ВЭБ приступил к реализации недавно обнародованных планов продать розничный бизнес "ВЭБ-лизинга". Один из претендентов — компания "Европлан".
О том, что "ВЭБ-лизинг" ведет переговоры с компанией "Европлан", подконтрольной структурам Михаила Шишханова и Михаила Гуцериева, по поводу продажи розничного бизнеса, сообщили три источника, знакомые с ситуацией.
Переговоры, по их словам, начались после того, как в конце сентября председатель ВЭБа Сергей Горьков заявил, что госкорпорация изучает возможность продать розничный лизинг, поскольку он непрофильный для института развития. Речь — о мелких договорах (в среднем 1 млн руб.) в сфере лизинга автотранспорта.
Возможная сделка с "Европланом" — лишь один из вариантов, оговариваются источники. Переговоры только начаты, решения нет.
Однако, по мнению младшего директора "Эксперт РА" Руслана Коршунова, потенциальная синергия довольно очевидна: если для "ВЭБ-лизинга" розничные автосделки — это бизнес сопутствующий, то для "Европлана" — основной.
По данным рейтингового агентства "Эксперт РА", "ВЭБ-лизинг" по итогам первого полугодия является лидером лизинговой розницы в сегменте легковых и грузовых автомобилей с объемом портфеля 57,5 млрд руб. По данным "ВЭБ-лизинга", розница в общем объеме бизнеса составляет 7%. "Европлан" занимает второе место с портфелем в 35,2 млрд руб.
Стороны ведут переговоры через инвестбанк, его название не раскрывается. "Комментировать детально пока что преждевременно",— сообщила пресс-служба ВЭБа, указав, что обсуждаются различные сценарии развития бизнеса "ВЭБ-лизинга".
Источник, близкий к руководству ВЭБа, подчеркнул, что переговоры о продаже розничного бизнеса "ВЭБ-лизинга" ведутся с несколькими компаниями. По его словам, "ВЭБ-лизинг" пойдет на сделку только в том случае, если покупатель предложит приемлемую для продавца цену.
Вопреки словам сразу нескольких источников, пресс-служба "Европлана", сославшись на гендиректора компании Александра Михайлова, сообщила, что компания "не вела и не ведет переговоров о покупке или ином участии в лизинговом бизнесе "ВЭБ-лизинга"".
Впрочем, в том же комментарии говорится: ""Европлан" планирует поддерживать значительные темпы роста бизнеса на горизонте трех-пяти лет, используя... возможности неорганического роста через сделки слияний и поглощений, если компания увидит подходящие возможности..."
По мнению участников рынка, такая реакция со стороны публичной компании (в декабре 2015 года "Европлан" провел IPO) на начальной стадии переговоров, ведущихся через посредника, необязательно свидетельствует о том, что переговоров нет.
По словам управляющего партнера Национального агентства финансовых исследований Павла Самиева, для публичной компании важен информационный фон, а сведения о еще не состоявшейся сделке могут в том числе и негативно повлиять на стоимость бумаг.
Если сделка все же состоится, она может быть выгодной как для "Европлана", так и для "ВЭБ-лизинга".
По оценке старшего аналитика группы банковских рейтингов рейтингового агентства АКРА Михаила Доронкина, в случае если по качеству лизинговые портфели обеих компаний сопоставимы (""ВЭБ-лизинг" не раскрывает отдельно качество розничного портфеля"), дисконт к стоимости портфеля будет небольшим.
Приобретение всей суммы лизингового портфеля госкомпании в сегменте автотранспорта значительно укрепит конкурентные позиции "Европлана" на данном рынке благодаря как минимум двукратному росту ее бизнеса и выходу на первое место по портфелю и новым сделкам, считает господин Доронкин.
Однако, подчеркнул он, это возможно только в случае низкого уровня дефолтности приобретаемого портфеля.
Директор группы "Финансовые институты" S&P Global Ratings (рейтингует "ВЭБ-лизинг") Виктор Никольский оценивает портфель "ВЭБ-лизинга" как "неплохой".
Сам "ВЭБ-лизинг" ожидает чистую прибыль от розничного лизинга по итогам 2016 года в 1,5 млрд руб. против 1 млрд руб. прибыли по итогам 2015 года.
Однако господин Коршунов считает, что приобретать весь розничный портфель "ВЭБ-лизинга" "Европлан" не станет, так как объем розничного портфеля госкомпании существенно превышает (почти в полтора раза) объем всего лизингового портфеля "Европлана". По его мнению, более реальна покупка части портфеля автосделок.