VK и «Сбер» могут разделить активы совместного предприятия (СП) «О2О Холдинг»: VK достанется сервис доставки еды Delivery Club, а «Сберу» — сервис доставки за 15 минут «Самокат» и каршеринг «Ситидрайв», рассказал Forbes источник, близкий к VK, и подтвердили венчурный инвестор и источник, близкий к «О2О Холдинг». По словам источника, близкого к VK, активы «О2О» не вписываются в стратегию развития VK, которая фокусируется на социальных сетях, видео и мессенджерах. Обсуждается вариант, когда Delivery Club обменяют на активы «Яндекса» — «Новости» и «Дзен», но перед этим сервис доставки еды должен перейти к VK, добавил собеседник издания.
Источник, близкий к «О2О Холдинг», рассказал, что при разделе активов «Самокат» отойдет «Сберу», так как у него «глубокая интеграция со «Сбермаркетом». В начале июля вице-президент по аналитике и эффективности «Сбермаркета» Дмитрий Зборовский заявил, что компания отказалась от инвестиций в развитие доставки от 20 минут — это направление как раз представляет «Самокат». В VK и Сбербанке отказались от комментариев.
VK сейчас находится в чуть более выигрышной позиции, чем «Сбер», которому нужно вывести активы из-под SDN-санкций, говорит директор инвестиционного блока «Системы Капитал» Константин Асатуров. Одним из ключевых конечных акционеров VK является Газпромбанк, на который нельзя наложить санкции, иначе западные страны не смогут покупать российский газ, отметил он. В этой ситуации, скорее всего, VK могла бы выкупить совместные со «Сбером» активы, но очевидно, что далеко не все ей интересны, считает Асатуров. Впрочем, интересы VK не ограничиваются только активами в совместном владении: компания заинтересовалась сервисом Avito, который хотят продать иностранные владельцы, добавил он.
Основой текущих небанковских сервисов «Сбера» является e-commerce, в особенности «Сбермаркет» и «Сбермегамаркет», считает аналитик ИК «Велес Капитал» Артем Михайлин. «Самокат» можно довольно органично вписать в эту группу, как это делает «Яндекс» с «Лавкой», «Маркетом» и «Едой», полагает он. «С «Ситидрайв» сложнее, и не факт, что этот сервис «Сбер» продолжит развивать, хотя он не требует таких больших инвестиций», — говорит аналитик. Он называет обмен активами VK и «Сбера» «более-менее равнозначным». «Наверняка неизвестно, во сколько акционеры оценивают тот или иной проект, но, если наши расчеты верны, значительной денежной доплаты не потребуется. Денежные средства могут использоваться для корректировки. Delivery Club потенциально самый дорогой оставшийся актив СП, а «Ситидрайв» — самый дешевый», — сказал Михайлин.
«Сберу» технологические активы с момента «потери» экс-первого зампреда правления «Сбера» Льва Хасиса вообще не сдались — особенно, когда проекты в минусе, а банку надо основной бизнес приводить в чувство, говорит источник Forbes, близкий к одной из интернет-компаний. Убыток Сбербанка от участия в «О2О Холдинге» составил в 2021 году 43,4 млрд рублей, что на 56% выше показателя 2020 года в 27,8 млрд рублей.
«Ни у VK, ни у «Яндекса» в текущих условиях особо нет средств, поэтому тут идет игра «поменяться активами» так, чтобы потратить минимум денег», — говорит источник, близкий к одной из интернет-компаний. По его словам, ключевой вопрос — разрешит ли ФАС сделку «Яндекса» с Delivery. «Будет обидно влезть во все обменные процессы и получить «красный флаг»: много работы в стол и другие части сделки не откатишь обратно. Единственное, что может помочь, — решение «сверху» с давлением на ФАС, чтобы дальнейшая сделка с «Яндексом» состоялась», — считает источник, близкий к одной из интернет-компаний. По его словам, реальный обмен — это получение «Дзена» и «Новостей» взамен Delivery Club, а остальное — вынужденные меры. Представитель ФАС заявил Forbes, что ходатайство о сделке по покупке «Яндексом» Delivery не поступало на рассмотрение в ведомство. Позиция ФАС по поводу монополии «Яндекса» на рынке доставки еды будет зависеть от конкретных параметров и договоренностей сторон сделки.
В конце апреля «Яндекс» подписал соглашение об основных условиях сделки с VK по продаже сервисов «Яндекс.Новости» и «Дзен». Условия сделки компании не раскрыли, они должны будут получить одобрение корпоративных и регулирующих органов. Источник Forbes, близкий к «Яндексу» рассказал, что согласование условий сделки займет еще несколько месяцев.
Delivery и «Еда» позволят «Яндексу» увеличить загрузку на одного курьера и убрать войну бюджетами, продолжает источник, близкий к одной из интернет-компаний: «Но рестораны будут плакать». «Не удивлюсь, если «Сбер» попробует «Самокат» и «Ситидрайв» тоже продать «Яндексу» — для этих бизнесов это логичное место», — сказал собеседник Forbes.
Претендентов на Delivery сейчас особо нет, поэтому высока вероятность символичной сделки по обмену Delivery на «Новости» и «Дзен», соглашается Асатуров из «Системы Капитал». По его словам, «Яндекс», скорее всего, и так бы забрал себе большую часть аудитории сервиса Delivery. Есть ли у «Яндекса» монополия на рынке доставки еды, спорный вопрос, так как с пандемии многие магазины и рестораны начали запускать свою собственную доставку, что в целом становится трендом как минимум для крупных сетей и франшиз, говорит аналитик. Но у «Яндекса» тем не менее будет самая большая в России онлайн-платформа на рынке доставки еды, отметил Асатуров.