После пяти лет конфликтов в ТНК-ВР британская ВР покидает компанию, продавая половину в ней государственной «Роснефти». Совет директоров ВР одобрил сделку, в рамках которой британская компания получит почти 13% акций «Роснефти», став ее вторым по размеру совладельцем, и около $17 млрд наличными. Российские акционеры ТНК-ВР в последний момент попытались урегулировать конфликт с ВР, сохранив статус-кво, но безуспешно. Теперь и вторая половина ТНК-ВР может быть продана «Роснефти», которая в результате станет первой в мире по добыче нефти.
19 октября в Лондоне состоялось заседание совета директоров ВР, который рассматривал предложение «Роснефти» о приобретении 50% ТНК-ВР. Оно было одобрено единогласно. По словам источников «Ъ», знакомых с ходом переговоров, за долю ВР в ТНК-ВР «Роснефть» предложила 12,53% своих казначейских акций и $17 млрд наличными. ВР и «Роснефть» с официальным объявлением о сделке торопиться не будут. Необходимо четко соблюсти все формальности. Сделку по продаже доли в ТНК-ВР должны одобрить акционеры ВР на собрании большинством голосов.
Предложение «Роснефти» было отправлено в ВР еще 17 октября. С 18 октября в Лондоне находился президент российской компании Игорь Сечин, который проводил встречи с инвесторами и акционерами ВР. На одной из них бывший вице-премьер сравнил «Роснефть» с плюшевым мишкой. «Мы любим нашего мишку. Мы ухаживаем за ним и заботимся о нем»,— уверял инвесторов Игорь Сечин.
Менеджмент ВР, в поэтических сравнениях не нуждался и предложение «Роснефти» поддержал сразу — но сначала сумма платежа наличными составляла $15 млрд, а в течение суток выросла еще на $2 млрд. С учетом рыночной стоимости 12,53% казначейских акций «Роснефти» она заплатит за долю ВР в общей сложности почти $27 млрд. С учетом приобретенных в ходе IPO «Роснефти» в 2006 году 1,4% акций по итогам сделки ВР консолидирует почти 14%. Представитель британской компании может войти в совет директоров «Роснефти». Вопрос о совместных проектах ВР и «Роснефти» в России (в Германии они паритетно владеют Ruhr Oel) не обсуждается.
Для ВР сделка с «Роснефтью» — оптимальное на данный момент решение: британской компании по-прежнему нужны средства на ликвидацию последствий разлива нефти в Мексиканском заливе и гарантии сохранения бизнеса в России. Пакет акций «Роснефти» — ликвидный актив, и их стоимость в будущем должна увеличиться. В то же время, «Роснефть» будет стремиться к консолидации 100% ТНК-ВР — только это позволит ей стать самой большой в мире по уровню добычи нефти компанией.
«Роснефть» – лидер российской нефтяной отрасли и одна из крупнейших публичных нефтегазовых компаний мира. Основными видами деятельности «Роснефти» являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и продукции нефтехимии, а также сбыт произведенной продукции. Компания включена в перечень стратегических предприятий России. Ее основным акционером (75,16% акций) является ОАО «Роснефтегаз», на 100% принадлежащее государству. В свободном обращении находится около 15% акций Компании.
География деятельности «Роснефти» в секторе разведки и добычи охватывает все основные нефтегазоносные провинции России: Западную Сибирь, Южную и Центральную Россию, Тимано-Печору, Восточную Сибирь, Дальний Восток, шельф Арктических морей. Компания также реализует проекты в Казахстане, Алжире, Венесуэле и ОАЭ. Семь крупных НПЗ «Роснефти» распределены по территории России от побережья Черного моря до Дальнего Востока, а сбытовая сеть охватывает 41 регион страны. «Роснефти» принадлежит также 50% компании Ruhr Oel GmbH, владеющей долями в 4 НПЗ на территории Германии.
Основное конкурентное преимущество «Роснефти» – размер и качество ее ресурсной базы. Компания располагает 22,8 млрд барр. н. э. доказанных запасов, что является одним из лучших показателей среди публичных нефтегазовых компаний мира. Обеспеченность Компании доказанными запасами углеводородов составляет 25 лет, а бóльшая часть запасов относится к категории традиционных, что дает возможность эффективно наращивать добычу. Компания располагает также 12,5 млрд барр. н. э. вероятных запасов и 10,5 млрд барр. н. э. возможных запасов, которые являются источником восполнения доказанных запасов в будущем.